Запомни!
Проблема ответственности человека к своему делу
-
Текст: В. Аксёнов. Коллеги. Отрывок
(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.
(2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…
(7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним. (9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».
(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.
(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:
– (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…
(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.
«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.
– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?
– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…
– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».
(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.
– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы!..
(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:
– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.
(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.
«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».
(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер. (В.Аксенов)
Рассуждая об ответственности к работе, В.П. Аксёнов приводит историю молодого врача Александра Зеленина, который выполняет профессиональный долг,несмотря на то,что "во время обхода его стало одолевать волнение".
Этот пример противопоставляет другой, в котором автор пишет о Макаре Ивановиче. В.П. Аксёнов
рассказывает о фельдшере,который только "упражнялся" на диагностике,которую проводил своим знакомым старушкам,обходился без рентгена,славился лихостью своих диагнозов.
Позиция автора ясна:"Если работаешь-изволь работать добросовестно".
Я разделяю позицию писателя и тоже считаю,что профессиональный долг должен исполняться. Вспоминаю рассказ А.П. Чехова "Хирургия". К главному герою,фельдшеру,на прием с жалобами на зуб приходит дьячок. Фельдшер хвастается,что у него лёгкая рука,и он быстро вырывает зубы.Но когда фельдшер приступает к делу,он сомневается в выборе инструмента для удаления. А приступая к операции,только мучает пациента,который кричит от боли. В результате зуб ломается,а дьячок уходит с зубной болью. А.П.Чехов в своем рассказе пишет о непрофессионализме фельдшера.
Прочитав текст В.П. Аксёнова, я размышляю о том,что выполнение своего рабочего долга должно быть всегда на первом месте. Людям необходимо понимать,что халатность по отношению к своей работе может привести к плохим последствиям.
Вы довольно бодро начали сочинение, использовали оригинальное клише. Но комментарий, на мой взгляд, "не дожали". Плохо пояснили первый пример: из вашего текста непонятно, в чем проявляется ответственность Зеленина по отношению к работе. То, что молодой доктор испытывал волнение во время обхода, еще не говорит об ответственном отношении к делу. Образ Макара Ивановича вы описали гораздо лучше. глубже, точнее. Учитесь так же анализировать оба примера.
К другим ошибкам.
Пунктуация:
В.П. Аксёнов приводит историю молодого врача Александра Зеленина, который выполняет профессиональный долг,несмотря на то,что "во время обхода его стало одолевать волнение". |
Фельдшер хвастается,что у него лёгкая рука,и он быстро вырывает зубы. |
Грамматика:
который посвящен проблеме ответственности человека к своему делу. Рассуждая об ответственности к работе |
Этот пример противопоставляет другой |
который только "упражнялся" на диагностике |
А приступая к операции,только мучает пациента,который кричит от боли. |
Речь:
Этот пример противопоставляет другой, в котором автор пишет о Макаре Ивановиче. В.П. Аксёнов рассказывает о фельдшере,который только "упражнялся" на диагностике,которую проводил своим знакомым старушкам,обходился без рентгена,славился лихостью своих диагнозов. |
Я разделяю позицию писателя и тоже считаю,что профессиональный долг должен исполняться. |