Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема понимания настоящей любви,проблема нравственного выбора

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


22.01.2020 23:44:46
Автор: Анастасия

Какую роль в жизни человека играет поддержка? Этот вопрос затрагивает В.П. Астафьев.
Неслучайно автор обращает внимание читателя на мелкие детали: как он ходит, как на его спине под рубахой напряженно глыбаются лопатки.
Писатель показывает, что без поддержки Надежды Степан бы не смог жить "нормальной" жизнью. "Она, ели видная в потемках, зубами рвала марлю, не отпуская его, рвала, чтобы он чувствовал- живой человек, вот он, рядом", - тут автор иллюстрирует поддержку, в которой очень сильно нуждался Степан.
Так же благодаря Надежде, Степан придумал множество изобретений: «Курок спускал железным крючком, превязаным ремнем к правой култышке, топорище приспособел быстрее- всего за пол года".
Автор подводит читателя к выводу о том, что поддержка в жизни человека играет главную роль, такой человек готов идти на поступки, меняться и становиться лучше.
Я поддерживаю позицию автора, потому что тоже считаю, что поддержка нужна всем в определенные жизненые периоды. У каждого бывают такие моменты.
Подводя итог хочется сказать, что человек может быть сильным как в моральном, так и в физическом плане, но источником этой силы зачастую бывает обыкновенная человеческая поддержка.
Количество слов - 173

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте!

К сожалению, в вашей работе не соблюдены требования, предъявляемые к сочинениям формата ЕГЭ. Вы не смогли построить связное рассуждение по проблеме, всего лишь сжато пересказали некоторые моменты текста, но никак их не пояснили, не указали смысловую взаимосвязь между ними. В тексте сочинения много ошибок разных видов. Логическая структура текста нарушена. Вам нужно как можно быстрее начать серьезно готовиться к сочинению.

Ошибки:

Орфография
как он ходит, как на его спине под рубахой напряженно глыбаются лопатки.
Если вы используете авторское слово, значение которого сами не знаете, то такое слово следует заключать в кавычки. Это раз. И, во-вторых, вы неверно проспрягали этот глагол. Правильно: глыбятся.
"Она, ели видная в потемках, зубами рвала марлю, не отпуская его, рвала, чтобы он чувствовал- живой человек, вот он, рядом"
«Курок спускал железным крючком, превязаным ремнем к правой култышке, топорище приспособел быстрее- всего за пол года".
Орфографические ошибки в цитатах - самые нелепые ошибки. Нужно всего лишь правильно переписать из авторского текста, но у вас и это не получается. Правильно: ЕЛЕ, прИвязаННым, приспособИл, ПОЛГОДА.
Так же благодаря Надежде, Степан придумал множество изобретений
Правильно: ТАКЖЕ.

Пунктуация:
Так же благодаря Надежде, Степан придумал множество изобретений
Запятая поставлена неправильно.
Подводя итог хочется сказать,
Отсутствует запятая после деепричастного оборота.

Речь:
Этот вопрос затрагивает В.П. Астафьев.
При формулировании проблемного вопроса рекомендуется использовать слова ставит, поднимает, акцентирует внимание на... и др. Слово "затрагивает" не подходит, т.к. оно показывет, что этот вопрос для писателя не главный.
Этот вопрос затрагивает В.П. Астафьев.
Неслучайно автор обращает внимание читателя на мелкие детали: как он ходит, как на его спине под рубахой напряженно глыбаются лопатки.
Кто ходит? Автор? Или читатель? Больше ни о ком речи не идет в вашем предыдущем предложении. Как же понять, кого вы имеете в виду? Грубая речевая и логическая ошибка.
тут автор иллюстрирует поддержку
Иллюстрировать можно книгу, поддержку - нельзя.
Автор подводит читателя к выводу о том, что поддержка в жизни человека играет главную роль, такой человек готов идти на поступки, меняться и становиться лучше.
Какой - такой - человек? Который оказывает кому-то поддержку или тот, кому кто-то оказывает поддержку? И на какие поступки он готов идти - на подлые? или на благородные? Речевая и смысловая недостаточность.
Писатель показывает, что без поддержки Надежды Степан бы не смог жить "нормальной" жизнью.
Кто это - Надежда, Степан? Вы ничего не пишете о них ранее, ничего не поясняете. Ваше рассуждение из-за этого выглядит обрывочным, нелогичным, непонятным совершенно.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку