Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема понимания настоящей любви,проблема нравственного выбора

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


22.01.2020 23:43:27
Автор: Анастасия

В предложенном нашему вниманию тексте В.П. Астафьева, автор поднимает проблему целестремленности, выносливости и стойкости человека. Почему некоторые люди не редко находят способы решить свои жизненные беды? Над этой проблемой заставляет нас задуматься В.П Астафьев.
    Проблему стойкости человека при самых худших обстоятельствах автор раскрывает на примере безрукого героя, лучшего охотника в тайге - Степана Творогова. Писатель обращает наше внимание на то, что даже, когда выносливый мужчина лишился рук, он никогда не останавливался, никогда не сдавался. Только целеустремленность заставляет Степана хоть как-то забыть об этой великой потере. В.П. Астафьев стремиться показать читателям, что безрукий герой не отчаялся от данной ситуации, а наоборот, пытался из нее выбраться, придумывал новые способы вернуться к повседневным делам. Также важен эпизод, в котором мужчина пытался совершить самоубийство, из-за потери рук, но больничная палата находилась на первом этаже. К тому же, его остановила его жена Надежда, которая каждую ночь приходила к нему. Автор хочет донести до нас, что охотник не остался один в самую трудную минуту своей жизни, его поддерживала и подбадривала супруга. Оба приведенных примера, противопоставляя друг друга, позволяют нам убедиться в том, как это горько, когда человек, из-за физических травм, теряет смысл жизни и становится бесполезным.
    Авторская позиция заключается в том, что одной из причин стремления жить дальше, даже с тяжелыми трудностями, является окружение человека, наличие духовных связей между близкими и присутствие между ними лишь добра и помощи в трудный момент его жизни.
    Я абсолютно согласен с писателем и считаю, что поддержка от родственников, друзей должна существовать. Ведь если отчаявшегося человека в нужную минуту не подбодрить, то он станет думать, что он никому не нужен и что он бесполезен, беспомощен.
    Подводя итоги, я хочу сказать, что какой бы жизненная проблема не была трудной, никогда нельзя сдаваться. Нужно искать решение этих бед. Также, нужно хоть как-то помогать людям, которые навсегда потеряли надежду.
Количество слов - 298

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте!

В вашем сочинении допущена грубая ошибка: вместо одной проблемы, которую нужно было выявить и проанализировать, вы ведете речь о нескольких. В данном случае необходимо ставить 0 баллов за формулировку проблемы, тогда автоматически обнуляются все баллы по критериям К2-К4. Но поскольку это, вероятно, ваше первое сочинение в формате ЕГЭ, я решила поступить не так строго: приняла в качестве основной проблему проявления стойкости в трудной жизненной ситуации. Предупреждаю: на реальном экзамене эксперт будет оценивать строже, поэтому вам необходимо научиться определять проблему текста и правильно формулировать ее.

Пока у вас получилось так.
В предложенном нашему вниманию тексте В.П. Астафьева, автор поднимает проблему целестремленности, выносливости и стойкости человека. Почему некоторые люди не редко находят способы решить свои жизненные беды? Над этой проблемой заставляет нас задуматься В.П Астафьев.
   Проблему стойкости человека при самых худших обстоятельствах автор раскрывает
Разными цветами выделены разные проблемные области, как видим, их три. Если выносливость и стойкость еще как-то можно принять за синонимы, то целеустремленность в этот ряд никак не вписывается! И совсем выпадает вопрос о способах решения жизненных бед. Так писать нельзя! Нужно во вступительной части сосредоточиться на одной проблеме, ЧЕТКО сформулировать связанный с ней проблемный вопрос и ответить на него в сочинении.

Комментарий проблемы составлен с нарушениями логики. Вы невнимательно прочитали текст, не поняли его, не попытались его глубоко осмыслить.
Писатель обращает наше внимание на то, что даже, когда выносливый мужчина лишился рук, он никогда не останавливался, никогда не сдавался.
Все происходит совсем наоборот! Писатель подчеркивает, что герой готов был сдаться. Вы противоречите тексту.
Только целеустремленность заставляет Степана хоть как-то забыть об этой великой потере.
О какой целеустремленности идет речь? В тексте ни слова не сказано о том, что Степан стремился к какой-то цели.
В.П. Астафьев стремиться показать читателям, что безрукий герой не отчаялся от данной ситуации, а наоборот, пытался из нее выбраться, придумывал новые способы вернуться к повседневным делам.
Вы, видимо, имеете в виду фрагмент, в котором Степан изобретает приспособления, позволяющие ему заниматься хозяйством без рук. Этот фрагмент в тексте есть, но вы его привели не к месту, искажая логику рассуждения.
К тому же, его остановила его жена Надежда, которая каждую ночь приходила к нему. Автор хочет донести до нас, что охотник не остался один в самую трудную минуту своей жизни, его поддерживала и подбадривала супруга.
В момент трагедии Степан и Надежда не были женаты. Нарушение фактической точности.

Пояснение ко второму примеру отсутствует. Взаимосвязь между примерами указана неверно. Собственная точка зрения не аргументирована (отсутствует пример).

К другим ошибкам.

Орфография:
Почему некоторые люди не редко находят способы решить свои жизненные беды?
Пишется слитно: нередко.
Подводя итоги, я хочу сказать, что какой бы жизненная проблема не была трудной, никогда нельзя сдаваться.
Правильно: НИ была.
автор поднимает проблему целестремленности
Правильно: целеУстремленности.
В.П. Астафьев стремиться показать читателям
Правильно: стремиТСЯ.

Пунктуация:
Писатель обращает наше внимание на то, что даже, когда выносливый мужчина лишился рук, он никогда не останавливался, никогда не сдавался.
Запятая стоит не на месте, ее нужно поставить перед частицей "даже".
В предложенном нашему вниманию тексте В.П. Астафьева, автор поднимает проблему целестремленности, выносливости и стойкости человека.
Лишняя запятая перед словом "автор".
Также важен эпизод, в котором мужчина пытался совершить самоубийство, из-за потери рук, но больничная палата находилась на первом этаже.
Лишняя запятая перед словом "из-за".
К тому же, его остановила его жена Надежда, которая каждую ночь приходила к нему.
Лишняя запятая перед словом "его".
как это горько, когда человек, из-за физических травм, теряет смысл жизни и становится бесполезным.
Лишняя запятая после слова "травм".
Также, нужно хоть как-то помогать людям, которые навсегда потеряли надежду.
Лишняя запятая после слова "также".

Грамматика:
Проблему стойкости человека при самых худших обстоятельствах автор раскрывает
Стойкость при обстоятельствах - ошибочно построенная фраза, нарушение управления. Правильно: стойкость В обстоятельствах.
В.П. Астафьев стремиться показать читателям, что безрукий герой не отчаялся от данной ситуации
Отчаялся от ситуации - нарушение управления. Правильно: отчаялся В ситуации.
Оба приведенных примера, противопоставляя друг друга, позволяют нам убедиться в том
Ошибка в употреблении деепричастия. Примеры не могут противопоставлять друг друга.

Речь:
Почему некоторые люди не редко находят способы решить свои жизненные беды?
Решить беды нельзя. Лексическая несочетаемость.
Проблему стойкости человека при самых худших обстоятельствах автор раскрывает
Неудачный порядок слов. Из предложения следует, что автор раскрывает проблему при самых худших обстоятельствах.
Только целеустремленность заставляет Степана хоть как-то забыть об этой великой потере.
Великая потеря - так говорят в тех случаях, когда из жизни уходит известный человек. Так нельзя говорить о потере рук. Нарушение точности речи.
Авторская позиция заключается в том, что одной из причин стремления жить дальше, даже с тяжелыми трудностями, является окружение человека
Плеоназм. Трудности не бывают лёгкими, они всегда тяжелые, значит, это слово избыточно.
наличие духовных связей между близкими и присутствие между ними лишь добра и помощи в трудный момент его жизни.
Лексическая несочетаемость.
Я абсолютно согласен с писателем и считаю, что поддержка от родственников, друзей должна существовать.
Предлог ОТ лишний; где должна существовать поддержка? Непонятно.
Нужно искать решение этих бед.
Решение бед - лексическая несочетаемость.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 7

Возврат к списку