Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема поведения человека в сложной ситуации

  • Текст: (1)С перебитой ногой я лежал у окна сани
      (1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.
                  (6)Но именно это и произошло.
                  (7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.
                  (9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли. (11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.
                  – (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.            
                 (16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.
                (18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.
                  – (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.
                   (21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.
                   (23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.
                   (26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.
                  – (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.
                   (31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.
                   (33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.
                    (37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.
                     (41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.
                    (44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!
                     – (46)Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.
                     – (47)Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48)Тебе не нужно оружие.
                     – (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?
                     (51)Он стал коротко, быстро дышать:
                     – Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.
                     (53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура. (54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта…
                     (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.


    (По В.А. Каверину*)
27.05.2024 22:35:10
Автор: Рустам Гималетдинов

Каково поведение человека в сложной ситуации?
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, В.А. Каверин пишет о том, как санитарки самоотверженно спасали раненых на поле боя. Вот как автор описывает их отвагу: "Кто-то крепко взял меня за руку. Это была санитарка", "... две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь". Санитарки всеми силами старались защитить раненного в ногу бойца, подвергая собственные жизни опасности. Становится очевидно, что смелые и самоотверженные люди стремятся помочь другим людям в экстренной ситуации, они вовсе не думают о своем спасении.
Отваге санитарок автор противопоставляет эгоизм Ромашова - одного из бойцов, уцелевших после обстрела немцев. Находясь вместе с раненым солдатом, он проявил трусость, оставив "тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта". Читатель понимает: трусливый и эгоистичный человека не способен вести себя в чрезвычайной ситуации достойно.
Противопоставление приведенных примеров позволяет показать автору контраст между самоотверженностью санитарок и эгоизмом Ромашова. Каждый герой совершил определенный нравственный выбор. Исходя из этого выбора, можно понять, чего стоит человек.
Позиция автора такова: в сложной ситуации проявляется истинный характер людей, их настоящий облик. Человек может нести в сердце как доброту и самоотверженность, так и эгоизм и трусость.
Я согласен с автором. Действительно, сущность человеческой души раскрывает именно сложные обстоятельства. Так, в произведении М. А. Шолохова "Судьба человека" Крыжнев, думая только о собственном спасении, хотел сдать командира советской армии немцам. Он предал отечество и товарищей, рисковавших жизнью на поле битвы.
В заключение еще раз подчеркну, что в чрезвычайном положении люди показывают свою истинное лицо.
Количество слов - 246

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Рустам!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Каково поведение человека в сложной ситуации?
Можно и так сформулировать проблему → Как проявляется человек в сложной ситуации?
или Какие качества проявляются в человеке в сложной ситуации??
Подобные формулировки будут более точным вопросом к ПА.

Позиция автора такова: в сложной ситуации проявляется истинный характер людей, их настоящий облик.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Ошибки:

Каково поведение человека в сложной ситуации?
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, В.А. Каверин пишет о том, как санитарки самоотверженно спасали раненых на поле боя.
Между предложениями нужно включить переход к комментарию. Это может быть клишированная фраза, например: на этот вопрос отвечает В. А. Каверин.

В заключение еще раз подчеркну, что в чрезвычайном положении люди показывают свою истинное лицо.
Вы повторили тезис из собственной позиции: другими словами передали тот же самый смысл. Попробуйте сделать вывод с «приращением» — та же мысль, но на новом уровне. Важно, чтобы это не было совсем новой мыслью: она потребует доказательства.
Можно, например, так написать:
Решение, принятое в экстремальной ситуации, приходит изнутри, спонтанно. Но часто оно может оказать влияние на дальнейшую жизнь человека.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Действительно, сущность человеческой души раскрывает именно сложные обстоятельства.
обстоятельства раскрываЮТ → нарушение числа сказуемого

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки: 2

Каждый герой совершил определенный нравственный выбор. Исходя из этого выбора, можно понять, чего стоит человек.
Можно уйти от повтора, перестроив предложения. К примеру так:
Понять, чего стоит человек, можно, проанализировав его нравственный выбор.
Позиция автора такова: в сложной ситуации проявляется истинный характер людей, их настоящий облик. Человек может нести в сердце как доброту и самоотверженность, так и эгоизм и трусость.
Нести в сердце самоотверженность, эгоизм, трусость — лексическая несочетаемость
Исправить можно так: нести в сердце доброту, быть самоотверженным, а не...

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Рустам, Вы создали замечательную работу. С удовольствием её прочитала.
Обратите внимание на данные мной рекомендации, исправьте небольшие недочёты. У Вас есть высокий шанс получить максимальный за сочинение на ЕГЭ
Удачи на экзамене!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку