Запомни!
О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.
качества животных в критических ситуациях
-
Текст: (1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.
(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.
(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.
(4)— Ворона, — сказал один из ямщиков.
(5)— Медведь, — возражал другой ямщик.
(6)— Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.
(7)— С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая...
(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.
(12)— А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.
(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки... (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.
(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.
(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.
(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.
(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.
(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.
(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.
(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти...
(33)— Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей... (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.
(35)— А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (36)Вот оно — желание спасти...
(37)— Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?
(38)— Всякая мать, я думаю... — сказал я, улыбнувшись.
(по В. Г. Короленко*)
24.05.2024 00:33:30
Автор: Дерлугов Сергей
Какие качества животных выходят на первый план в критических ситуациях? Именно над этим вопросом размышляет русский писатель В.Г. Короленко.
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, рассказчик повествует о козах, которые остались одинокими среди «безжалостных» льдин. Обратим внимание на слова героя о происходящем: «Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку….Сухой треск, хаос обломков….и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег». Мы понимаем: опасная ситуации сплотила животных, и они смогли преодолеть препятствие, которое, наверное, было бы им не по силам в обычном состоянии духа.
Далее рассказчик акцентирует внимание читателя на том, что компания людей, стоящих на мысу, невольно заслонила козам «вольготный проход». Несмотря на это, «умное животное» не побоялось «врагов в будничной жизни» и побежало в их сторону, не задумываясь ни на минуту. Рассказчик пишет: «Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием». Читатель осознает: когда животным грозит опасность, к ним приходит осознание безвыходности ситуации, и, соответственно, просыпается вера в лучшее.
Примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы приходим к выводу: в критических случаях животные не только начинают работать сплоченно на общее благо, но и в них появляется надежда на то, что им повезет и они выживут.
Позиция автора ясна. Короленко убежден, что, борясь за жизнь, животные демонстрируют смелость, от которой даже большая собака Полкан «сконфуженно» сторонится.
Я согласен с мнением автора. Действительно, мы часто видим решительные действия животных в определенных случаях. Так, несколько лет назад я был свидетелем ситуации, которую я никогда не забуду: стоя на вокзале в родном городе, я вдалеке заметил собачку, лежащую на рельсах — по ощущениям животному было несколько месяцев. В этот же миг по рельсам поехал поезд, водитель которого наверняка не видел малыша. Мое сердце ушло в пятки; я начал бежать в сторону собаки, и произошло невероятное: «пролетела» мать малыша, и буквально за секунду унесла ребенка в безопасное место. Этот пример иллюстрирует, что в критических ситуациях решительность и смелость выходят на первый план.
Хочется верить, что люди, прочитав текст, задумаются над проблемой и осознают, что, когда животным грозит опасность, они становятся отважнее, в них появляется вера в лучшее.
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, рассказчик повествует о козах, которые остались одинокими среди «безжалостных» льдин. Обратим внимание на слова героя о происходящем: «Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку….Сухой треск, хаос обломков….и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег». Мы понимаем: опасная ситуации сплотила животных, и они смогли преодолеть препятствие, которое, наверное, было бы им не по силам в обычном состоянии духа.
Далее рассказчик акцентирует внимание читателя на том, что компания людей, стоящих на мысу, невольно заслонила козам «вольготный проход». Несмотря на это, «умное животное» не побоялось «врагов в будничной жизни» и побежало в их сторону, не задумываясь ни на минуту. Рассказчик пишет: «Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием». Читатель осознает: когда животным грозит опасность, к ним приходит осознание безвыходности ситуации, и, соответственно, просыпается вера в лучшее.
Примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы приходим к выводу: в критических случаях животные не только начинают работать сплоченно на общее благо, но и в них появляется надежда на то, что им повезет и они выживут.
Позиция автора ясна. Короленко убежден, что, борясь за жизнь, животные демонстрируют смелость, от которой даже большая собака Полкан «сконфуженно» сторонится.
Я согласен с мнением автора. Действительно, мы часто видим решительные действия животных в определенных случаях. Так, несколько лет назад я был свидетелем ситуации, которую я никогда не забуду: стоя на вокзале в родном городе, я вдалеке заметил собачку, лежащую на рельсах — по ощущениям животному было несколько месяцев. В этот же миг по рельсам поехал поезд, водитель которого наверняка не видел малыша. Мое сердце ушло в пятки; я начал бежать в сторону собаки, и произошло невероятное: «пролетела» мать малыша, и буквально за секунду унесла ребенка в безопасное место. Этот пример иллюстрирует, что в критических ситуациях решительность и смелость выходят на первый план.
Хочется верить, что люди, прочитав текст, задумаются над проблемой и осознают, что, когда животным грозит опасность, они становятся отважнее, в них появляется вера в лучшее.
Количество слов - 348
Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Сергей!
Ваше сочинение оценено следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Первый пример (поведение козуль при переправе) указан, пояснен.
Второй пример (отсутствие боязни при виде людей) указан, пояснен (с логической ошибкой, см. критерий К5).
Связь между примерами указана и проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора определена верно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Сергей, ставлю балл за этот критерий с большой натяжкой, потому что, несмотря на наличие согласия и примера-иллюстрации, у вас практически нет собственных тезисов о том, почему вы все же согласны с мнением автора.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Что конкретно произошло с козулями и как они оказались на льдинах, совершенно непонятно. Старайтесь писать текст так, чтобы читатель мог понять ситуацию, не обращаясь к исходному произведению.
Как осознание безвыходности ситуации заставляет поверить в лучшее? Парадокс.
Пишет не рассказчик, а автор.
Позиция автора, как и проблемный вопрос, должна носить общий характер, поэтому не рекомендую упоминать в этих частях сочинения детали из текста.
Неудачный вывод: заключение предназначено не только для подытоживания главных мыслей, но и для их развития. Ваш же последний абзац только повторяет сказанное выше.
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Многоточие состоит из трех точек. Не включаю ваш недочет в число ошибок, но в следующий раз будьте повнимательнее.
Пропущена запятая, обособляющая причастный оборот.
Лишняя запятая (союз И соединяет однородные члены предложения).
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибка в построении предложения (союз "не только... но и" соединяет либо только однородные члены предложения, либо только части сложного).
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Повторы.
Это разговорный фразеологизм.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Сергей, у вас получилось неплохое сочинение! Чтобы получить максимум, внимательнее следите за логичностью и прозрачностью текста, а также не забывайте проверять написанное.
Удачи!
Ваше сочинение оценено следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Первый пример (поведение козуль при переправе) указан, пояснен.
Второй пример (отсутствие боязни при виде людей) указан, пояснен (с логической ошибкой, см. критерий К5).
Связь между примерами указана и проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора определена верно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Сергей, ставлю балл за этот критерий с большой натяжкой, потому что, несмотря на наличие согласия и примера-иллюстрации, у вас практически нет собственных тезисов о том, почему вы все же согласны с мнением автора.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, рассказчик повествует о козах, которые остались одинокими среди «безжалостных» льдин. |
Читатель осознает: когда животным грозит опасность, к ним приходит осознание безвыходности ситуации, и, соответственно, просыпается вера в лучшее. |
Рассказчик пишет: «Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием». |
Позиция автора ясна. Короленко убежден, что, борясь за жизнь, животные демонстрируют смелость, от которой даже большая собака Полкан «сконфуженно» сторонится. |
Хочется верить, что люди, прочитав текст, задумаются над проблемой и осознают, что, когда животным грозит опасность, они становятся отважнее, в них появляется вера в лучшее. |
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Обратим внимание на слова героя о происходящем: «Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку….Сухой треск, хаос обломков….и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег». |
Так, несколько лет назад я был свидетелем ситуации, которую я никогда не забуду: стоя на вокзале в родном городе, я вдалеке заметил собачку, лежащую на рельсах ЗПТ — по ощущениям животному было несколько месяцев. |
Мое сердце ушло в пятки; я начал бежать в сторону собаки, и произошло невероятное: «пролетела» мать малыша, и буквально за секунду унесла ребенка в безопасное место. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Анализируя их, мы приходим к выводу: в критических случаях животные не только начинают работать сплоченно на общее благо, но и в них появляется надежда на то, что им повезет и они выживут. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, рассказчик повествует о козах, которые остались одинокими среди «безжалостных» льдин. Обратим внимание на слова героя о происходящем... |
Мое сердце ушло в пятки; я начал бежать в сторону собаки, и произошло невероятное... |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Сергей, у вас получилось неплохое сочинение! Чтобы получить максимум, внимательнее следите за логичностью и прозрачностью текста, а также не забывайте проверять написанное.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17