Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лидерства на войне

  • Текст: (1)Капитан Сумсков бегло оглядел построи
    (1)Капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев и, слегка
    волнуясь, сказал:
    – Товарищи! (2)Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за
    хутором, на скрещении дорог. (3)Оборонять высоту до подхода подкреплений.
    (4)Задача ясна? (5)За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка,
    надо сохранить и честь полка. (6)Держаться будем до последнего!
    (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и,
    оживлённо блестя глазами, сказал:
    – В бой идти со знаменем – это подходяще, а уж отступать с ним – просто не дай
    бог! (9)Как предполагаешь, устоим?
    (10)Николай решительно кивнул.
    – (11)Надо устоять!
    (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который
    пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами,
    восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. (13)А Николай
    пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож!
    (14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же
    льняные волосы… (15)Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей
    небольшой плотно сбитой фигурке. (16)Где-то он теперь, его маленький, бесконечно
    родной Николенька Стрельцов? (17)Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему
    воспоминания, от которых размякает сердце. (18)И он вспомнит и подумает о своих
    осиротелых детишках не в последнюю минуту, а после того, как отбросят немцев от
    безымянной высоты. (19)А сейчас автоматчику Николаю Стрельцову надо плотнее
    сжать губы и постараться думать о чём-либо постороннем, так будет лучше…
    (20)Николай всё же не выдержал искушения, оглянулся: мальчик, пропустив
    колонну, всё ещё стоял у дороги, смотрел красноармейцам вслед и робко, прощально
    помахивал поднятой над головой загорелой ручонкой. (21)И снова, так же как и утром,
    неожиданно и больно сжалось у Николая сердце, а к горлу подкатил трепещущий
    горячий клубок.
    (22)Жара ещё не спала. (23)Солнце по-прежнему нещадно калило землю. (24)И
    вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного
    внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца и каждый
    боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок
    одиночества и острую, сосущую сердце тоску
    (25)Танки повели с ходу пушечный огонь. (26)Снаряды ложились, не долетая
    высоты. (27)Первый танк остановился, не дойдя до группы терновых кустов, второй
    вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу дегтярно-чёрный, чуть
    колеблющийся дымный факел. (28)На флангах загорелись ещё два танка. (29)Бойцы
    усилили огонь, стреляя по пытавшейся подняться пехоте противника, по щелям, по
    выскакивавшим из люков горевших машин танкистам.
    (30)Придавленная пулемётным огнём, пехота противника несколько раз
    пыталась подняться и снова залегала. (31)Наконец она поднялась, короткими
    перебежками пошла на сближение, но в это время танки круто развернулись, двинулись
    назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин.
    (32)Откуда-то, словно из-под земли, Николай услышал глухой ликующий голос
    Звягинцева:
    – Здорово мы их! (33)Пускай опять идут, мы их опять!
    (34)Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из
    фляги, посмотрел на часы. (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на
    самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад
    солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
    (36)Ещё раз глотнув воды, Николай с сожалением отнял от пересохших губ
    фляжку, осторожно выглянул из окопа. (37)В ноздри его ударил тяжёлый запах горелого
    железа и бензина, смешанный с горьким, золистым духом жжёной травы. (38)Около
    ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные
    остовы неподвижных танков. (39)Николай не услышал потрясшего землю, обвального
    грохота взрыва, не увидел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли.
    (40)Сжатая, тугая волна горячего воздуха смахнула в окоп насыпь переднего бруствера,
    с силой откинула голову Николая. (41)Очнулся Николай, когда самолёты, с двух
    заходов ссыпав свой груз, давно уже удалились и немецкая пехота, начав третью по
    счёту атаку, приблизилась к линии обороны почти вплотную, готовясь к решающему
    броску. (42)Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. (43)Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к
    защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых
    уже готовились встречать немцев последним штыковым ударом. (44)Настигнув у
    самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные,
    далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую
    ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку
    выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан
    Сумсков… (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими
    бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался
    вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:
    – Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!
    По М. А. Шолохову
20.05.2024 20:06:55
Автор: Арина Шумкова

Какого человека можно считать лидером?

Над этим вопросом размышляет в своём тексте Михаил Александрович Шолохов.

В центре внимания писателя находится пехотный полк, капитаном которого является Сумсков. Перед началом битвы Сумсков говорит солдатам: "За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка,
надо сохранить и честь полка. Держаться будем до последнего!" Так автор показывает, что капитан настроен решительно, и несмотря на предшествовавшие неудачи он верит в своих солдат.

Далее Шолохов описывает сражение, в ходе которого Сумсков получает ранение. Капитан не идёт, а ползёт "следом за своими бойцами" и кричит "ребячески тонким, срывающимся голоском:《Орёлики! Родные мои, вперёд!》"  Читатель понимает, что для Сумскова главное - поднять боевой дух полка.
Данные примеры, дополняя друг друга, помогают осознать, что командир никогда не должен падать духом и обязан всячески поддерживать свое войско на протяжении всего сражения.

Позиция автора такова: лидером можно считать человека, который даёт правильные наставления перед боем и мотивирует солдат до самого конца битвы, как бы ни было тяжело ему самому.

Я согласна с позицией автора. На мой взгляд, Сумсков является эталоном настоящего командира, который верит в свою армию до конца, и именно такие люди вносят наибольший вклад в победу народа в войнах. Так, мой прадедушка во время Великой Отечественной войны был командиром полка под Суздалью, и мне посчастливилось услышать от него рассказ про победу, которую он и его солдаты одержали благодаря правильному настрою. К сожалению, в ходе того боя прадедушка получил огнестрельное ранение в ногу, но его войско всё равно победило.

В заключение хочется подчеркнуть, что благодаря таким капитанам, как Сумсков, русский народ побеждал на протяжении всех войн в истории России.
Количество слов - 261

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Арина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована: не указано, что именно чем именно дополняется. Кроме того, между вашими примерами очевидна уступительная связь, а не дополнение.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Так автор показывает, что капитан настроен решительно, и несмотря на предшествовавшие неудачи он верит в своих солдат.
Оборот с "несмотря на..." обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Так, мой прадедушка во время Великой Отечественной войны был командиром полка под Суздалью, и мне посчастливилось
Это слово мужского рода. Правильно: под Суздалем.
русский народ побеждал на протяжении всех войн в истории России.
Можно победить в войне, но на протяжении войны победить нельзя.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: полк, армия и войско -- это не синонимы в вашем контексте: командир полка не является командиром армии.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

Ошибки:

русский народ побеждал на протяжении всех войн в истории России.
Это не соответствует действительности.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи, будьте аккуратнее с фактами. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 17

Возврат к списку