Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема оставленного дома

  • Текст: (1)Мне не раз доводилось бывать в покину
    (1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, – тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище – это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.

    (8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье – ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.

    (14)Здесь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой – жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое… (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу – и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

    (18)А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. (19)Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс – ступить некуда. (20)В самой избе кавардак невообразимый. (21)На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. (22)Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. (23)Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, – отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: «(24)Хватит! (25)Поворочала! (26)Теперь в городе жить стану, как барыня!..»



    (По В.П. Астафьеву*)



    * Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – советский и российский писатель.
20.05.2024 18:26:32
Автор: Александр Куриленко

Как людям следует оставлять дом? Над этим вопросом размышляет Виктор Петрович Астафьев в предложенном для анализа тексте.
Для начала рассмотрим предложения 8-17, где автор рассказывает о том, что увидел в окне покинутой избы. Оказалось, что полы в избе были «чисто вымыты», «верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской», а все вещи были аккуратно сложены. Подытоживая, писатель утверждает, что этот дом принадлежал «настоящим» хозяевам, оставившим его для путника или новопоселенца. Анализируя этот пример, мы можем понять, что есть люди, настолько благодарные жилищу, в котором жили, что они просто неспособны оставить его грязным и неубранным.  
Далее обратим внимание на предложения 19-26, в которых Виктор Петрович описывает соседний дом, являющийся полной противоположностью первого. Во дворе – полный беспорядок: «ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали…». А «в самой избе кавардак невообразимый»: на столе «всё брошено, чашки, ложки», «птичий и мышиный помёт». Завершая описание жилища, писатель заявляет: «…отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением…» Читатель понимает, что не все люди могут уважительно прощаться с отеческим углом, вместо же того, презрительно посмотрев, уходят в поисках лучшей жизни.  
Примеры можно противопоставить: первый пример показывает дом, который оставляли с почестями и поклонами, а второй — дом, на который наплевали и от которого отступали. Примеры показывают, как по-разному люди могут покидать свой кров.
Авторская позиция ясна. Виктор Петрович считает, что, оставляя своё жилище, люди должны прощаться с ним с уважением и благодарностью.
Я полностью согласен с позицией автора. Я думаю, что человек, покидающий свой дом, неизбежно оставляет в нём частичку своей души, поэтому, когда человек возвращается в это место, некогда бывшее домом, он испытывает ностальгию, которую не должен испортить мусор, валяющийся вокруг. В качестве примера приведу рассказ моего друга. Этот друг жил в моём городе и учился вместе со мной с первого класса, но в пятом классе уехал в другое место и прожил там четыре года. Он очень любил свой дом и перед уходом убирался настолько хорошо, насколько хорошо может убираться пятиклассник, и, когда впервые за четыре года он зашёл туда, на него нахлынул поток чувств, и эти чувства не были ничем испорчены из-за того, что для четырехлетнего отсутствия там было весьма опрятно, хоть и пыльно. Поэтому авторская позиция близка мне.
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поставленной Виктором Петровичем Астафьевым в своём тексте, и будут относиться к своему дому и, если понадобится, оставлять его с уважением.
Количество слов - 413

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. В обосновании допущены логические ошибки, пример неубедительный.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

и эти чувства не были ничем испорчены из-за того, что для четырехлетнего отсутствия там было весьма опрятно, хоть и пыльно. Поэтому авторская позиция близка мне.
Отсутствие логической связи между предложениями. Получается, что вам близка позиция автора потому, что "там было весьма опрятно, хоть и пыльно".
когда человек возвращается в это место, некогда бывшее домом, он испытывает ностальгию, которую не должен испортить мусор, валяющийся вокруг.
Ностальгия -- это тоска по дому. Непонятно, почему он испытывает ностальгию ПОСЛЕ возвращения домой.

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поставленной Виктором Петровичем Астафьевым в своём тексте, и будут относиться к своему дому и, если понадобится, оставлять его с уважением.
Пропущено значимое слово: КАК относиться -- непонятно.
Он очень любил свой дом и перед уходом убирался настолько хорошо, насколько хорошо может убираться пятиклассник
В данном значении слово является разговорным.
испытывает ностальгию, которую не должен испортить мусор, валяющийся вокруг.
Речевая и смысловая несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: обратите внимание на частотность употребления слова "пример" в абзаце с анализом связи: есть риск получить 0 баллов по критерию К6. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку