Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Военная проза
-
Текст: (1)Как-то Анатолий Бочаров высказал пред(1)Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы. (2)Не стану по примеру некоторых специалистов этого рода литературы опровергать видного критика и теоретика советской литературы, немало сделавшего и для осмысления военной прозы: вполне возможно, он прав. (3)Как и всякое живое дело, военная проза в своём развитии не может избежать определённых спадов. (4)Но вряд ли когда-либо померкнут в её сокровищнице замечательные по мастерству и правдивости произведения, принадлежащие перу Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Константина Симонова, Владимира Богомолова, Константина Воробьёва, Юрия Гончарова, Евгения Носова, Сергея Крутилина и других. (5)Написанные, казалось бы, об одном и том же, о человеке на войне, эти произведения несут в себе неиссякаемое разнообразие – жанровое, тематическое, стилевое, различие личностно-авторского отношения к войне и её непростым проблемам. (6)Но, разумеется, самое ценное в них – правда пережитого, достоверность подробностей и психологии, неизменность гуманистического отношения к человеку самой трудной судьбы – солдату на самой большой и самой кровавой войне.
(7)О войне написано много во всех жанрах литературы, на 77 языках народов нашей страны, разумеется, с различной степенью мастерства, умельства, талантливости. (8)Что до меня как читателя (да, я думаю, и до большинства читателей, воевавших и невоевавших), то, может быть, для нас дороже всего в этих книгах не мастерство изложения, не красочность слога, но – правда. (9)За тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. (10)Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам её жертв, так и по отношению к будущему. (11)Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление. (12)Что касается читателя, то ему интересно знать всё: от переживаний солдата в передовом окопе до работы крупных штабов и ставки по руководству войсками. (13)Литература многое сделала для раскрытия психологии рядового бойца и младшего офицера переднего края, но по причине отсутствия прежде всего личного опыта у её авторов она оказалась некомпетентной во всём, что касается крупных штабов, объединений, ставки. (14)Этот пробел в значительной мере восполняют военные мемуары, принадлежащие перу генералов, крупных военачальников, у которых немало честных и хороших книг. (15)Но немало также и таких, где фактическая сторона изложения воспринимается с большим сомнением, где, как писал недавно Виктор Астафьев, «проступает явное враньё». (16)В самом деле, часто трудно добраться до сути через аккуратный штакетник¹ округлых стереотипных фраз или задним числом сочинённых подробностей, заимствованных из фронтовой печати тривиальных примеров и бесконечных страниц разговоров.
(17)Да, люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, особенно о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. (18)Но когда я читаю длинные главы, описывающие в подробностях жесты, выражения, всё те же разговоры генералов, маршалов, исторических лиц, сокровенные раздумья о собственных военных просчётах бывшего наркома обороны, я с недоумением обращаюсь к имени автора на обложке и спрашиваю себя: откуда всё это? (19)Из каких документов, по чьим свидетельствам? (20)Ах, это авторский домысел, стало быть, сочинённость, выдумка, но тогда, извините, тогда мне это неинтересно.
(21)Кому нужна эта художественность, ради которой попирается главное и, может, единственное достоинство этого рода литературы – правда. (22)Тем более что у нас есть и примеры другого рода, замечательные примеры высокого документализма и самой высокой гражданственности. (23)Здесь уместно вспомнить творчество, да и всю жизнь незабвенного Сергея Сергеевича Смирнова. (24)Его книги способны стать образцом, примером для подражания последующих поколений писателей-документалистов. (25)Или же «Блокадная книга» Адамовича и Гранина, где всё – факт, жизнь, судьба, уже принадлежащие истории. (26)Трагической странице нашей с вами истории.
(27)Тот же Виктор Астафьев писал недавно: «Думаю, всё лучшее в литературе о войне создано теми, кто воевал на передовой». (28)В общем, это справедливо, хотя я бы не стал утверждать столь категорично, соглашаясь, однако, с той частью его утверждения, что личный опыт войны здесь незаменим. (29)Вся беда литературы второго сорта как раз и заключается в отсутствии определённого личного опыта у одних авторов и в попрании этого опыта теми, у кого он есть, в уходе за его пределы, я бы сказал, за пределы какого бы то ни было опыта в область сочинительства, приблизительности и – неправды. (30)И потому такая литература, с каким бы изяществом она ни была создана, неприемлема по своей сути: она не прибавляет ничего к познанию и осмыслению духа войны, а уводит читателя в область мифов, ортодоксии² и домыслов. (31)Во всяком другом случае, может быть, об этом и не следовало бы говорить, но прошлая война для нас, как недавно писал Евтушенко, слишком сокровенная тема, прикасаться к которой надобно с ясным сознанием огромной ответственности: под ней море народной крови.
(32)Виктор Астафьев прав: память человеческая избирательна и любит приятное. (33)К старости всё трудное видится в ином свете, нежели в том, что освещал му́ки, кровь и страдания в годы военной молодости. (34)Задним числом кому не хочется видеть себя героем? (35)Это понятно и извинительно для всякого стареющего человека, но не для литературы. (36)Литература не имеет права на старость и должна всё помнить в подробностях, в первозданности, не упускать ничего.
(По В.В. Быкову*)
О войне написано много во всех жанрах литературы. Писали о ней и рядовые, и младшие офицеры, и генералы. Тем писателям, у которых нет личного опыта участия в битвах, приходится додумывать. Будь автором книги даже генерал, если суть написанного скрыта за стереотипными фразами или сочиненными подробностями, то рассказчик такую книгу читать не будет. Можно понять, что если в книге нет самого главного – правды, то такая литература останется второсортной.
Много о войне писали простые солдаты. Такая проза бывает не красноречива, не хороша слогом, но главное, что она правдива. Именно за это ее любят. Становится ясно, что правда и является главным достоинством такого рода литературы, за неё авторы и получают признание.
Примеры противопоставлены. В первом примере авторам прозы, написанной красноречиво, с красивыми фразами, не удается заслужить уважения. Во втором примере всё наоборот, но есть главное – правда, это позволяет авторам получить уважение. Вместе примеры показывают: каким бы не была внешняя оболочка книги, именно достоверность истории определяет её успех.
Позиция автора ясна: книги, основанные на выдумках, не могут считаться хорошей военной прозой.
Я согласен с автором. Так, недавно я познакомился с одним стихом военных лет. Читая его, я понимал, что всё написанное происходило в действительности, это оказало на меня большое влияние: я выучил его наизусть. Веря, что это выдумка, я ни за что не стал бы уделять этому время.
Таким образом, ценятся те произведения, которые основаны на правде, на реальных событиях, а не на выдумке автора.
Здравствуйте, Матвей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 2 балла
Пример 1 зачтен, пояснение зачтено. Пример 2 не зачтен. Анализ связи не зачтен, так как не зачтен один из примеров.
Много о войне писали простые солдаты. Такая проза бывает не красноречива, не хороша слогом, но главное, что она правдива. Именно за это ее любят. Становится ясно, что правда и является главным достоинством такого рода литературы, за неё авторы и получают признание. |
Этого в тексте вообще нет. Пример не зачтен.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, тезис обоснован.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Таким образом, ценятся те произведения, которые основаны на правде, на реальных событиях, а не на выдумке автора. |
В выводе дублируется позиция автора
K6 – Богатство речи + 0 баллов.
О войне написано много во всех жанрах литературы. Писали о ней и рядовые, и младшие офицеры, и генералы. Тем писателям, у которых нет личного опыта участия в битвах, приходится додумывать. Будь автором книги даже генерал, если суть написанного скрыта за стереотипными фразами или сочиненными подробностями, то рассказчик такую книгу читать не будет. Можно понять, что если в книге нет самого главного – правды, то такая литература останется второсортной. |
Троекратный повтор словоформы книга в близком контексте
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Вместе примеры показывают: каким бы не была внешняя оболочка книги, именно достоверность истории определяет её успех. |
НИ
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Вместе примеры показывают: каким бы не была внешняя оболочка книги, именно достоверность истории определяет её успех. |
Ошибка в роде, должно быть: какой
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
О войне написано много во всех жанрах литературы. Писали о ней и рядовые, и младшие офицеры, и генералы. Тем писателям, у которых нет личного опыта участия в битвах, приходится додумывать. Будь автором книги даже генерал, если суть написанного скрыта за стереотипными фразами или сочиненными подробностями, то рассказчик такую книгу читать не будет. Можно понять, что если в книге нет самого главного – правды, то такая литература останется второсортной. |
Тавтология
В первом примере авторам прозы, написанной красноречиво, с красивыми фразами, не удается заслужить уважения. Во втором примере всё наоборот, но есть главное – правда, это позволяет авторам получить уважение. |
Повторы
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Подведем итоги. Работа свидетельствует о понимании исходного текста, его проблематики. В комментарии очевидны отступления от содержания текста В.Быкова, додумывание, чего делать все-таки не стоит. Кроме того, нужно поработать с речью – много повторов, фразы достаточно однотипны по построению. Удачи!