Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема души

  • Текст: (1)Богатырь духа, А.С. Пушкин в своём пл
    (1)Богатырь духа, А.С. Пушкин в своём пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет всё, всех видит и слышит, каждому отвечает. (2)Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. (3)Ему – дело до всего. (4)Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далёкого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.

    (5)Овидий жил и страдал давно, но Пушкин переживает с ним эти страдания теперь и воскрешает в себе его тоскующий образ. (6)Та панорама жизни, которая так ярко и пышно развёртывается перед нами в несравненном послании к Юсупову, вся прошла в фантазии поэта, и ещё с гораздо большей разнообразностью картин и красок; и то, чего недоставало Пушкину во внешних восприятиях – он, себе на го́ре, не видал чужих краёв, где небо блещет неизъяснимой синевой, он не видел Бренты и адриатических волн, – всё это восполнял он сказочною силой внутреннего зрения и в самом себе пережил эпохи и страны, многие культуры, и Трианон, и революцию, и рассказы Бомарше, и всю превратность человеческих судеб.

    (7)Он перечувствовал Шекспира и Гёте, посетил в идеальном путешествии своих творческих снов Европу и Восток, понял Дон Жуана, и Скупого рыцаря, и другого, бедного рыцаря, который имел одно виденье, непостижное уму, – понял и зависть Сальери, и царицу Клеопатру, и вещего Олега, и мудрого Пимена, чей облик воссиял ему из тьмы времён. (8)Для него были близки и понятны и Анакреон, и Песня Песней, и песни Шенье, которого Муза проводила до гильотины, и Хафиз, и Гораций, и всё, что когда-либо волновало и восхищало людей.

    (9)Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нём, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно, он всё-таки захотел ещё её оправдать и вместе с нею оправдать собственное дыхание. (10)Он это осуществил.

    (11)Кроме того, он словом отозвался на самого себя, на свою жизнь. (12)И от этого она ничего не потеряла в своей действенности. (13)Он не только жил, но и писал; однако оттого, что свои труды и дни перевёл он на язык искусства и следами слова навеки запечатлел свои дела, не исчезла их живая подлинность и книга не заслонила его самого, биография не исказила жизни. (14)Он вообще на своём примере показал, что стихи как-то вошли в совокупность мира, не лишни для последнего, не чужды ему: стихи претворились в стихию.

    (15)Наконец, он принял не только мир, но и самого себя – а это, быть может, труднее всего. (16)«Безумный расточитель», он знал муки воспоминания, горькими слезами обливал печальные строки в его длинном, ничего не зачёркивающем свитке, чувствовал «змеи сердечной угрызенья», – но всё же, как это показывает и психологический фон его произведений, он преодолел свою рефлексию и своё раскаяние и с собою примирился, согласился, взял себя целиком. (17)Он прошёл по жизни честный, не стыдящийся и довольный.

    (18)Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нём спокойно, объективно, без восторга. (19)Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, которые И.С. Аксаков назвал благодеянием, и, облагодетельствованные его стихами, истолкованием Божества, бодрее продолжаем свою трудовую дорогу: мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы черпаем всё новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам даётся святое причастие красоты.

    (20)Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши взрослые души. (21)И так проходят годы, десятилетия, столетия со дня его рождения, а сам он не проходит. (22)Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. (23)Какое счастье!..



    (По Ю.И. Айхенвальду*)


    * Юлий Исаевич Айхенвальд (1872-1928) – русский литературный критик.
04.05.2024 20:36:02
Автор: Александр Куриленко

Может ли душа существовать вечно? Этим вопросом задаётся Юлий Исаевич Айхенвальд в предложенном для анализа тексте.
Комментируя поставленную проблему, обратимся к предложениям 2-8, где автор описывает рассуждения Александра Сергеевича Пушкина о незнании «границ и пределов», о неделимости и вечности души. Далее Юлий Исаевич размышляет о «воскрешении души» посредством создания её образа в произведениях искусства Александра Сергеевича, в частности, образно говорит о создании великим поэтом образов тоскующего Овидия, царицы Клеопатры, вещего Олега и мудрого Пимена. Критик говорит о вечном существовании души при её воссоздании или упоминании в будущем творцами искусства.
Далее заметим предложение 19, в котором, говоря о Александре Сергеевиче, автор пишет о том, что «мы повторяем его стихи… бодрее продолжаем свою трудовую дорогу», зная о том, что «в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни…». А также обратим внимание на предложение 22: «Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений». Этим примером автор хочет показать читателю, что человеческая душа может существовать и, может быть, даже жить в сердцах людей, которые помнят и чтят этого человека.
Примеры, взаимно дополняя друг друга, показывают, что душа, может существовать вечно, или, по крайней мере, может существовать дольше, чем существует её физическая оболочка.
Авторская позиция ясна. Юлий Исаевич считает, что душа существует вместе с людьми, знающими и помнящими человека, которому она принадлежит.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что душа живёт в людях. Приведу пример из жизни: у моей подруги пару лет назад умерла бабушка, поначалу ей было очень тяжело справиться с горем, потому что подруга была близка с этой бабушкой. Но через время, когда боль утраты утихла, мы разговаривали на эту тему, она сказала мне, что поняла, что частичка души её бабушки всегда будет рядом с ней, и после этого ей стало намного легче. В тот момент я ощутил большое воодушевление.
Количество слов - 323

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Александр!

Ваше сочинение оценено следующим образом:

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Первый пример (образы других творцов в поэзии Пушкина) указан и пояснен.
Второй пример (отношение людей к Пушкину) указан и пояснен.
(На будущее: не проводите так много цитат! Экзаменатор может просто не понять, что именно является примером).
Связь не засчитываю: если пишете о дополнении, значит, надо четко указывать, что чем дополняется.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Авторская позиция определена верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Выражено согласие, есть адекватный пример, однако нет собственных тезисов - другими словами, вы не объяснили, по какой причине точка зрения автора вам близка

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Может ли душа существовать вечно?.. Юлий Исаевич считает, что душа существует вместе с людьми, знающими и помнящими человека, которому она принадлежит.
Авторская позиция не является ответом на поставленный вопрос.
Далее заметим предложение 19, в котором, говоря о Александре Сергеевиче, автор пишет о том, что «мы повторяем его стихи… бодрее продолжаем свою трудовую дорогу», зная о том, что «в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни…».
О чем это? Нужно было пояснить.
Этим примером автор хочет показать читателю, что человеческая душа может существовать и, может быть, даже жить в сердцах людей, которые помнят и чтят этого человека.
Непонятно, что именно вы имеете в виду: учитывая, что выше был пример о Пушкине, то те, кто с ним был знаком, давно умерли.
Я полностью согласен с позицией автора, с тем, что душа живёт в людях.
Что вы имеете в виду?
В тот момент я ощутил большое воодушевление [А ВЫВОД?].
Композиционная ошибка: у вас отсутствует подведение итогов. Конечно, заключение не обязательно должно представлять собой отдельный абзац, однако без вывода, подытоживающего результаты вашего анализа текста и содержащего логическое следствие из приведенных выше соображений, обойтись нельзя.


K6 – Богатство речи: + 0 баллов

Примеры, взаимно дополняя друг друга, показывают, что душа, может существовать вечно, или, по крайней мере, может существовать дольше, чем существует её физическая оболочка.
Есть неоправданный трехкратный повтор одного и того же слова в пределах одного абзаца.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Примеры, взаимно дополняя друг друга, показывают, что душа, может существовать вечно, или, по крайней мере, может существовать дольше, чем существует её физическая оболочка.
Запятые лишние.


K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Но через время, когда боль утраты утихла, мы разговаривали на эту тему, она сказала мне, что поняла, что частичка души её бабушки всегда будет рядом с ней, и после этого ей стало намного легче.
Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Далее Юлий Исаевич размышляет о «воскрешении души» посредством создания её образа в произведениях искусства Александра Сергеевича, в частности, образно говорит о создании великим поэтом образов тоскующего Овидия, царицы Клеопатры, вещего Олега и мудрого Пимена. Критик говорит о вечном существовании души при её воссоздании или упоминании в будущем творцами искусства.
Далее заметим предложение 19, в котором, говоря о Александре Сергеевиче, автор пишет о том, что
Очень много тавтологии, постоянно повторяетесь.
Далее заметим предложение 19, в котором, говоря о Александре Сергеевиче, автор пишет о том, что «мы повторяем его стихи… бодрее продолжаем свою трудовую дорогу», зная о том, что «в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни…».
Однообразие синтаксических конструкций.
Этим примером автор хочет показать читателю, что человеческая душа может существовать и, может быть, даже жить в сердцах людей, которые помнят и чтят этого человека.
Тавтология.
Примеры, взаимно дополняя друг друга, показывают, что душа, может существовать вечно, или, по крайней мере, может существовать дольше, чем существует её физическая оболочка.
Повторы. "Физическая оболочка души" - это неудачное выражение, приведшее к логико-речевой ошибке: совершенно непонятно, что именно вы имеете в виду, - ведь у души как таковой нет никакой "физической оболочки", а называть так человека довольно странно.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Александр, вы неплохо справились с анализом этого непростого текста, однако вам следует тщательнее работать над композицией и комментарием. Ваша задача не только привести удачные фрагменты из текста, но и объяснить их значение - а у вас местами совершенно неясно, о чем идет речь. Не приводите слишком много цитат, это и вас собьет с толку, и даст проверяющему право снизить баллы по критериям К2 и К5. При работе с текстом не забывайте также работать над уменьшением количества повторов.

Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку