Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
Нужна ли человечность на войне?
-
Текст: Ю. В. Бондарев. О войне— (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
— (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
(7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
— (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
(13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
— (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
(17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
— (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
(24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
(27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
— (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
— (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
(35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
— (36)Назад!..
(37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
— (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
— (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
(43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
(По Ю. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
Размышляя над проблемой автор приводит в качестве примера последствия бесчеловечных поступков немцев: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! Он у меня шёлковым станет! Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова … Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека”. Так Бондарев убеждает нас в том, что жестокость и бесчеловечность может обернуться против тех, кто её проявил. Далее автор приводит человечность советского солдата, спасающего немецкого мальчика от пыток и смерти: “И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
— Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! Вам ясно, комбат?
— Меженин! Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — Чтоб вашего духа здесь не было!
Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина … двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе”. Так Бондарев обращает внимание на то, что милосердие спасает жизни. Таким образом, примеры, противопоставленные друг другу, помогают понять, что, проявляя жестокость, она вернётся обратно, что от доброты зависят многие судьбы.
Автор считает, что человечность на войне необходима.
Я согласен с мнением автора. Лишь милосердие помогает людям остаться в живых. Для подтверждения собственной позиции приведу пример из художественной литературы. В произведении М.А.Шолохова “Судьба человека” советский шофер, проявив человечность, усыновил сироту во время войны, не дав ему умереть.
Здравствуйте, Святослав! Ваша работа грамотна, что является, несомненно, её достоиноством.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Размышляя над проблемой автор приводит в качестве примера последствия бесчеловечных поступков немцев: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! Он у меня шёлковым станет! Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова … Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека”. |
У Вас получилось несколько групп примеров.
1 группа
С семьёй Гранатурова в 1941 году враги поступили бесчеловечно → он звереет на допросе Курта
причина → следствие
2 группа
Советский солдат проявляет человечность → спасает Курта от пыток.
причина → следствие
3 группа
Поведение двух героев (за и против Курта)
противопоставление
Оставьте только два примера.
Нужно сократить все до единой цитаты: Вы переписываете текст. Ограничьтесь одним предложением или используйте микроцитирование.
Рекомендация
В комментарии сделайте три абзаца: пример 1 + пояснение 2, пример 2 + пояснение 2; связь и её анализ.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
Размышляя над проблемой автор приводит в качестве примера последствия бесчеловечных поступков немцев: “Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! Он у меня шёлковым станет! Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова … Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека”. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Размышляя над проблемой автор приводит в качестве примера последствия бесчеловечных поступков немцев |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Размышляя над проблемой автор приводит в качестве примера последствия бесчеловечных поступков немцев: |
Так Бондарев убеждает нас в том, что жестокость и бесчеловечность может обернуться против тех, кто её проявил. |
Далее автор приводит человечность советского солдата, спасающего немецкого мальчика от пыток и смерти |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Итоговый балл за сочинение получился приличным: я оценила работу в пользу ученика. На экзамене эксперт имеет право поступить и строже. В оставшееся до ЕГЭ время Вам ситоит усилить работу над структурой сочинения. Работа композиционно перекошена. По сути это огромный комментарий, включающий в себя несколько примеров с разными видами связи. Отсутствие вывода необязательно лишь в том случае, если он есть в собственной позиции.
Рекомендация: сделайте микровывод в конце обоснования собственной позиции, который логично перейдёт в итоговое обобщение.
Святослав, удачи на ЕГЭ!