Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Какие качества помогут человеку добиться успеха в жизни?
-
Текст: Текст ИскандераТекст Искандера
(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми.
(2)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (3)Как это ни странно, в самом деле превратили. (4)Но дело не в этом. (5)Один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (6)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил на это внимание. (7)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (8)Оказалось, что я держу носилки как Отъявленный Лентяй. (9)Это был первый кристалл, выпавший из раствора, и дальше уже шел деловитый процесс кристаллизации, которому я теперь сам помогал, чтобы окончательно декристаллизоваться в заданном направлении.
(10)Теперь всё работало на образ. (11)Если я на контрольной по математике сидел, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали этой моей лени, а не тупости. (12)Когда же я по русскому писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(13)Чтобы оставаться в образе, я перестал исполнять обязанности дежурного. (14)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (15)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был хорошо учиться.
(16)Как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, я ложился на парту и делал вид, что дремлю. (17)Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (18)Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить все, что он говорит. (19)После объяснения, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока.
(20)Учителей это радовало, потому что льстило их самолюбию. (21)Получалось, что они так доходчиво доносят свой предмет, что ученики, даже не пользуясь учебниками, всё усваивают. (22)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (23)И никто, кроме меня, не знал, что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!»
(24)Затем слухи об Отъявленном Лентяе дошли до директора, и он почему-то решил, что это я стащил подзорную трубу, которая исчезла из географического кабинета. (25)Не знаю, почему он так решил. (26)К счастью, подзорную трубу отыскали, но ко мне продолжали присматриваться, ожидая, что я собираюсь выкинуть какой-нибудь фокус. (27)Вскоре выяснилось, что никаких фокусов я не собираюсь выкидывать, что я, напротив, очень послушный и добросовестный лентяй, более того, я вполне прилично учился.
(28)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания. (29)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(30)Идея метода заключалась в том, что после этого другие нерадивые ученики, завидуя ему Хорошей Завистью, будут сами подтягиваться до его уровня. (31)Эффект достигался неожиданностью нападения — в противном случае ученик мог ускользнуть. (32)Как правило, опыт удавался. (33)В этом случае учителя, завидуя друг другу, может быть, не слишком Хорошей Завистью, по журналу следили, как он повышает успеваемость, и каждый старался, чтобы кривая успеваемости на отрезке его предмета не нарушала победную крутизну.
(34)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли про мой приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.
— (35)На серебряную потянешь, — объявила классная руководительница, тревожно заглядывая мне в глаза.
(36)Каждый из кандидатов на медаль собственными силами добивался выдающихся успехов по какому-нибудь из основных предметов, а уже по остальным его дотягивали до нужного уровня. (37)На выпускных экзаменах к нам были приставлены толковые учителя. (38)Они подходили и под видом разъяснения содержания билета тихо и сжато рассказывали содержание ответа. (39)Это было то, что нужно. (40)Спринтерская усвояемость, отшлифованная по время исполнения роли Отъявленного Лентяя, помогала мне донести до стола комиссии шепоток подстраховывающего преподавателя.
(41)Кончилось тем, что я вместо серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов по дороге сорвался и отстал. (42)Итак, я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере.
— (43)Негодяй, притворявшийся лентяем! — сказала она, одергивая зонтик.
(44)В тот же год я поехал учиться в Москву, а медаль через несколько месяцев принесли маме на работу. (45)Она показала её знакомому зубному технику, чтобы убедиться в подлинности золота.
— (46)Сказал, настоящее, если он не заодно с ними, — рассказывала она мне, когда я приехал на каникулы.
(по Ф.А. Искандеру*)
Автор описывает свои школьные годы. Он был заложником мнения окружающих, что он Отъявленный Лентяй. И он всячески поддерживал этот статус. Но на самом деле автор не был лентяем, а всегда вникал в тему урока. Данный пример показывает, что какие бы ярлыки на тебя не навесили, главное – как ты позиционируешь себя сам.
Кроме того, автор обращает внимание читателя на то, как повели себя учителя в школе. Они решили применить к нему инновационный метод воспитания, а именно загрузить учебой. В результате Искандер стал золотым медалистом. Здесь автор также подчеркивает такие качества человека как трудолюбие, терпение, неконфликтность.
Оба примера доказывают, что смекалка, гибкость, умение выходить из любого положения помогут человеку добиться успеха в жизни.
Автор открыто не высказывает свое отношение к способам достижения цели, но мы видим, как ему нравится он сам себе в детстве. Ведь в результате он смог поступить учиться в Москву.
Я разделяю позицию автора. Действительно, очень важно, чтобы у человека были нужные качества для достижения своих целей. Для аргументации своей позиции приведу пример из произведения Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев поставил себе цель жениться на Маше. Хоть против его решения выступал его отец, и Машу забрал в плен Пугачев, но Петр не унывал, был храбрым и настойчивым. В результате своих поступков Петр освободил Машу и добился расположения отца. Пример показывает, что если человек хочет добиться успеха в жизни, то он использует все свои нужные качества для этого.
В заключение я хочу отметить, что умение не сдаваться и приспосабливаться к каждой новой ситуации помогут достигнуть поставленных человеком высот и добиться успеха в жизни.
Здравствуйте, Сергей!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована не вполне корректно.
Какие качества помогут человеку добиться успеха в жизни? |
Такая формулировка подразумевает, что эти качества непременно помогут любому человеку. Однако в тексте говорится о том, что герою повезло стать тем, на кого «навалились учителя». Поэтому правильнее было бы использовать слово могут:
Какие качества могут помочь человеку добиться успеха в жизни?
K2 - Комментарий: + 0 баллов
Пример 1 в сочинении указан, но не пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, но не пояснен.
Взаимосвязь между примерами не указана и не проанализирована.
Вместо анализа - ответ на проблемный вопрос.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не вполне корректно и сформулирована там, где должен быть анализ связи.
Оба примера доказывают, что смекалка, гибкость, умение выходить из любого положения помогут человеку добиться успеха в жизни. |
Вот это авторская позиция.
Автор открыто не высказывает свое отношение к способам достижения цели, но мы видим, как ему нравится он сам себе в детстве. Ведь в результате он смог поступить учиться в Москву. |
Это не позиция автора, а его отношение.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Автор описывает свои школьные годы. |
Повествование от первого лица не всегда означает, что автор пишет про себя самого. Текст, в котором есть герои и сюжет, принято считать художественным, а того, кто говорит «я», - рассказчиком или героем-повествователем.
Данный пример показывает, что какие бы ярлыки на тебя не навесили, главное – как ты позиционируешь себя сам. |
Позиционировать – представлять для собеседников кого-что-либо в качестве кого-чего-либо, выставлять в выгодном свете (источник – Грамота.ру). Рассказчик как раз позиционировал себя как лентяя.
Здесь автор также подчеркивает такие качества человека как трудолюбие, терпение, неконфликтность. |
Во-первых, здесь - это где? В вашем примере ни о каких качествах рассказчика речь не шла. Во-вторых, что значит также?
K6 – Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Данный пример показывает, что какие бы ярлыки на тебя не навесили, главное – как ты позиционируешь себя сам. |
Усиление отрицания.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
Он был заложником мнения окружающих, что он Отъявленный Лентяй. |
Цитаты нужно заключать в кавычки.
Данный пример показывает, что ЗПТ какие бы ярлыки на тебя не навесили, главное – как ты позиционируешь себя сам. |
Запятая в начале СПП.
Хоть против его решения выступал его отец, и Машу забрал в плен Пугачев, но Петр не унывал, был храбрым и настойчивым. |
Запятая между однородными придаточными не нужна.
Здесь автор также подчеркивает такие качества человека ЗПТ как трудолюбие, терпение, неконфликтность. |
Обороты с союзом «как» выделяются запятыми, если в основной части предложения имеется указательное слово «такой» (источник - Грамота.ру).
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Автор открыто не высказывает свое отношение к способам достижения цели, но мы видим, как ему нравится он сам себе в детстве. Ведь в результате он смог поступить учиться в Москву. |
Неоправданная парцелляция. В данном случае ведь = потому что, то есть перед нами придаточное предложение, которое оторвано от главного.
Пример показывает, что если человек хочет добиться успеха в жизни, то он использует все свои нужные качества для этого. |
Неоправданная инверсия. Корректно: … он использует для этого ...
В заключение я хочу отметить, что умение не сдаваться и приспосабливаться к каждой новой ситуации помогут достигнуть поставленных человеком высот и добиться успеха в жизни. |
Корректно: умение поможет.
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
И он всячески поддерживал этот статус. |
Разговорное слово.
Кроме того, автор обращает внимание читателя на то, как повели себя учителя в школе. Они решили применить к нему инновационный метод воспитания |
К кому? Последнее существительное мужского рода – читатель.
Они решили применить к нему инновационный метод воспитания, а именно загрузить учебой. |
Разговорное слово в данном контексте.
Автор открыто не высказывает свое отношение к способам достижения цели, но мы видим, как ему нравится он сам себе в детстве. |
Большое количество местоимений затрудняет понимание прочитанного.
В результате своих поступков Петр освободил Машу и добился расположения отца. |
Странный оборот.
В заключение я хочу отметить, что умение не сдаваться и приспосабливаться к каждой новой ситуации помогут достигнуть поставленных человеком высот и добиться успеха в жизни. |
Что значит поставленных высот?
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Сергей, вы поняли текст, но пока не умеете писать сочинение формата ЕГЭ. Комментарий не засчитан, потому что к иллюстрациям нет пояснений (то, что вы написали в микровыводах, не поясняет указанного в самих примерах). Анализ связи вы путаете с авторской позицией, а авторскую позицию – с отношением автора к герою. Советую посмотреть записи наших бесплатных вебинаров, где эксперты учат писать сочинение. Также рекомендую выделить время и по понедельникам в 17.00 приходить на эти вебинары и активно участвовать в них онлайн.
Удачи!