Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей?

  • Текст: ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА
       ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА
    (1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.
    (2)Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери?.. (3)Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…
    (4)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.
    (5)Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. (6)Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. (7)Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.
    (8)Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. (9)И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.
    (10)Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.
    (11)— Здравствуй, — сказал он.
    (12)— Здравствуй, — отозвался я. (13)— А что это за дорога? (14)Я никогда её раньше не видел.
    (15)— Не знаю… (16)Ты не хочешь мне помочь?
    (17)Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. (18)Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. (19)Да, это была работа! (20)Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. (21)Мой пыл сразу угас.
    (22)— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.
    (23)— Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень. (24)— Надо её расчистить.
    (25)— А зачем? — упорствовал я.
    (26)Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.
    (27)— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.
    (28)— Ну и пусть! — сказал я раздражённо. (29)— Она всё равно никуда не ведёт!
    (30)— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. (31)— Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?
    (32)— Но раз её забросили, значит, она не нужна!
    (33)Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!
    (34)— Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. (35)А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? (36)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (37)Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. (38)— Я обязательно её расчищу.
    (39)— У тебя не хватит сил.
    (40)— У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…
    (41)— Далась тебе эта дорога!
    (42)— Дорога — это очень важно. (43)Без дороги никто никогда не будет вместе.
    (44)— Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.
    (45)— Спасибо, — сказал мальчик искренне. (46)— Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.
    (47)— А где ты живёшь?
    (48)— Там!.. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.
    (49)На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.
    (50)Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. (51)Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…
    (52)Я так и не нашёл заброшенного шоссе. (53)Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. (54)До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.
    (55)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. (56)Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. (57)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. (58)Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. (59)Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. (60)Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.
    (61)Вот только самую главную, важную и нужную дорогу в жизни я как раз не сумел отыскать.
    (По Ю.М. Нагибину*)
    Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) — советский и российский писатель, прозаик, журналист, корреспондент. В 1941 году ушёл на фронт. После окончания войны занимался журналистикой. В середине 50-х годов опубликовал сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной». В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гёте, Бах, Тютчев, Лесков и др.). Написал сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др
02.04.2024 11:20:14
Автор: Елена Шаранова

Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей? Над этим вопросом размышляет советский и российским писатель Юрий Маркович Нагибин.
  Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика с круглыми очками, который расчищал заросшее шоссе в лесу. Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил : «Разве мы знаем, почему дорогу забросили?...А может быть, кто-то на другом конце попробует ее расчистить?» Этим писатель  хотел сказать, что если начать «расчищать дорогу» к другим людям, то всегда кто-нибудь найдётся, кто ответит взаимностью.
  Невозможно не упомянуть тот эпизод ,когда автор переосмысливает слова мальчика и соглашается с его мнением. После этой встречи Юрий не жалел ни труда, ни рук  и «рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть», для того, чтобы все его «дороги» остались целыми. Автор этими действиями хотел показать чем должен руководствоваться каждый хороший и общительный человек.
   Эти примеры дополняют друг друга, потому как они оба показывают важность нахождения общих связей между разными людьми.
  Автор считает, что нельзя забрасывать «дороги» к родным и близким людям и нужно на постоянной основе их расчищать.
  Я согласен с мнением автора. Невозможно определить цену для новых знакомств. В качестве доказательства хочется привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев остался в живых только благодаря своей щедрости. Заячий тулуп был спасением от неминуемой гибели, потому как Пугачев запомнил добрый знак от Петра. Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
  Хочется верить, что я осознал насколько важно общаться с людьми и заводить новые знакомства.
Количество слов - 254

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Формулировку проблемного вопроса можно засчитать, однако рекомендуется избегать метафор в проблемном вопросе. Текст построен на метафоре, но задача читателя -- эту метафору расшифровать, представив в виде четкой нравственной проблемы.

К сожалению, вы так и не поняли по-хорошему, в чем смысл текста. Расчищать дороги -- значит находить общий язык с людьми, возобновлять общение, если оно прервалось по каким-то причинам. Не позволять обидам, ссорам, сплетням разрушать отношения.

K2 – Комментарий: + 1 балл

Пример 1 (встреча рассказчика с мальчиком) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (действия рассказчика после встречи с мальчиком) указан, не пояснен. В пояснении следовало расшифровать метафору, показать, что означает фраза "рвал напрочь чертополох, крапиву и прочую нечисть", какой смысл скрыт в этой метафоре. Вместо пояснения дается невнятная фраза о том, чем должен руководствоваться хороший человек, но из нее неясно, когда нужно руководствоваться и чем именно. Пояснение ничего не поясняет.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована. Не указано, чем именно во втором примере дополняется мысль или иллюстрация, высказанная в первом примере.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, который не связан с авторской мыслью, и обоснование тезиса, которое сам тезис не обосновывает. Отношения между Гриневым и Пугачевым не иллюстрируют мысль о ценности новых знакомств.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Автор считает, что нельзя забрасывать «дороги» к родным и близким людям и нужно на постоянной основе их расчищать.
 Я согласен с мнением автора. Невозможно определить цену для новых знакомств.
Между этими предложениями нет логической взаимосвязи. Вначале вы говорите о родных и близких людях, а потом -- о новых знакомствах. Мысль о новых знакомствах, сама по себе непонятная, никак не вытекает из предыдущей мысли об отношениях с близкими людьми.

K6 – Богатство  речи: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика с круглыми очками, который расчищал заросшее шоссе в лесу. Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил : «Разве мы знаем, почему дорогу забросили?...А может быть, кто-то на другом конце попробует ее расчистить?» Этим писатель  хотел сказать, что если начать «расчищать дорогу» к другим людям, то всегда кто-нибудь найдётся, кто ответит взаимностью.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

После этой встречи Юрий не жалел ни труда, ни рук  и «рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть», для того, чтобы все его «дороги» остались целыми.
Запятая внутри составного союза не ставится.
Автор этими действиями хотел показать чем должен руководствоваться каждый хороший и общительный человек.
Пропущена запятая перед подчинительным союзом.
Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
Пропущена запятая после вводного слова.
Хочется верить, что я осознал насколько важно общаться с людьми и заводить новые знакомства.
Пропущена запятая перед придаточной частью.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил
Несоответствие видо-временных форм глаголов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей? Над этим вопросом размышляет советский и российским писатель Юрий Маркович Нагибин.
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика
Речевой повтор.
Юрий несколько раз пытается отговорить его. На это он ему ответил : «Разве мы знаем, почему дорогу забросили?...А может быть,
Некорректное употребление местоимений. Непонятно, какое местоимение к какому объекту относится.
Невозможно не упомянуть тот эпизод ,когда автор переосмысливает слова мальчика и соглашается с его мнением. После этой встречи Юрий не жалел ни труда, ни рук  и «рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть»
Некорректное использование указательного местоимения.
Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
Некорректное употребление местоимения.
 Автор считает, что нельзя забрасывать «дороги» к родным и близким людям и нужно на постоянной основе их расчищать.
Если слово "дороги" взяли в кавычки, чтобы подчеркнуть переносный смысл, то и слово "расчищать" нужно взять в кавычки.
Должен ли человек «расчищать» себе дорогу, чтобы найти нужных и близких людей?
Лишнее слово.
В качестве доказательства хочется привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
Мы не произведение приводим в качестве доказательства, а ситуацию, описанную в произведении.
Заячий тулуп был спасением от неминуемой гибели, потому как Пугачев запомнил добрый знак от Петра. Может Емельян не самый хороший человек, но к нему относился по-дружески и  исполнял некоторые просьбы Гринева.
Предложения очень мутные по смыслу, содержание не соответствует тексту повести Пушкина.
Размышляя над проблемой, автор приводит в качестве примера худенького мальчика с круглыми очками,
Непонятно, в качестве примера К ЧЕМУ автор рассказывает о мальчике.
Автор этими действиями хотел показать чем должен руководствоваться каждый хороший и общительный человек.
О каких действиях автора вы говорите? Действия -- это о том, как автор рвал крапиву? Но он не рвал ее на самом деле, крапивы вообще не было. Это метафора -- переносный смысл.
Эти примеры дополняют друг друга, потому как они оба показывают важность нахождения общих связей между разными людьми.
Плеоназм -- речевая избыточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, логикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку