Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема взросления

  • Текст: (1) Это было красивое утро…
      (1) Это было красивое утро…
                 (2) Утреннее море. (3) Синее и спокойное. (4) Первые дни, как я приехал в детский санаторий Совет-Квадже на Черном море. (5) Услышали гул самолетов… (6) Я нырнул в волны, но и там, под водой, был слышен этот гул. (7) Мы не испугались, а начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет война. (8) Не игра, не военные учения, а война.
                  (9) Через несколько дней нас отправили по домам. (10) Я – в Ростов. (11) На город уже падали первые бомбы. (12) Все готовились к уличным боям: рыли щели, строили баррикады. (13) Учились стрелять. (14) А мы, дети, сторожили ящики, в которые складывали бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара.
                 (15) Все школы превратились в госпитали. (16) В нашей семидесятой школе размещался армейский полевой госпиталь для легкораненых. (17) Туда направили маму. (18) Ей разрешали и меня брать с собой, чтобы не оставался один дома. (19) А когда отступали – куда ехал госпиталь, туда ехали и мы.
                 (20) После очередной бомбежки запомнил груду книг среди разбитого камня, подобрал одну, она называлась «Жизнь животных». (21) Большая, с красивыми картинками. (22) Всю ночь не спал, читал и не мог оторваться… (23) Помню, что военные книжки я не взял, читать о войне уже не хотелось. (24) А вот о животных, о птицах…
                 (25) В ноябре сорок второго… (26) Начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. (27) А сапоги на меня не могли найти целый месяц. (28) Так я стал воспитанником госпиталя. (29) Солдатом. (30) Что делал? (31) Одни бинты могли свести с ума. (31) Их всегда не хватало. (32) Приходилось стирать, сушить, скручивать. (33) Попробуйте скрутить тысячу штук в день! (34) А я наловчился еще быстрее взрослых. (35) Ловко получилась и первая самокрутка… (36) В день моего двенадцатилетия старшина с улыбкой вручил мне пачку махорки, как полноправному бойцу. (37) Покуривал. (38) Тихонько от мамы. (39) Воображал, конечно. (40) Ну… и страшно…(41) Я с трудом к крови привык.  (42) Боялся обожженных. (43) С черными лицами…
                   (44) Когда разбомбили вагоны с солью и парафином, и то и другое в дело пошло. (45) Соль – поварам, парафин – мне. (46) Пришлось овладеть специальностью, не предусмотренной никакими воинскими списками – делал свечи. (47) Это похуже бинтов! (48) Моя задача – следить, чтобы свечи долго горели, ими пользовались, когда не было электричества. (49) Врачи не прекращали операции ни под бомбежкой, ни под обстрелом. (50) Ночью только закрывали окна. (51) Завешивали простынями. (52) Одеялами.
                   (53) Мама плакала, а я все равно мечтал сбежать на фронт. (54) В то, что меня могут убить, не верил. (55) Послали однажды за хлебом… (56) Чуть проехали, начался артобстрел. (57) Били из минометов. (58) Сержанта убило, возницу убило, меня контузило. (59) Потерял речь, а когда через какое-то время заговорил, все равно осталось заикание. (60) Оно и сейчас у меня есть. (61) Все удивлялись, что я остался живой, а у меня было другое чувство – разве меня могут убить? (62) Как это меня могут убить? (63) Проехали мы с госпиталем всю Беларусь, Польшу… (64) Я выучил польские слова…
                   (65) В Варшаве… (66) Среди раненых оказался чех – тромбонист Пражской оперы. (67) Начальник госпиталя обрадовался ему и, когда тот пошел на поправку, попросил пройти по палатам, поискать музыкантов. (68) Оркестр получился отличный. (69) Меня научили играть на альте, на гитаре научился уже сам. (70) Мы играли, а солдаты плакали. (71) Играли мы веселые песни…
                   (72) Так доехали до Германии…
                   (73) В разбитом немецком поселке увидел: детский велосипед валяется. (74) Обрадовался. (75) Сел и поехал. (76) Хорошо так идет! (77) Я за войну ни одной детской вещи не видел. (78) Забыл, что они где-то есть. (79) Детские игрушки… (80) Я забыл... (81) Забыл, потому что вырос на войне...

    (По С. Алексиевич*)  

    * Светлана Алексиевич - советская и белорусская писательница, журналистка. (И лауреат Нобелевской премии по литературе)
01.04.2024 15:58:28
Автор: Алиса Обейдат

       Светлана Алексиевич ставит в тексте проблему взросления во время войны.
       Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор пишет о мальчике, который во время начала бомбардировок был вместе с матерью в санатории. Герой был по-детски наивен: услышав гул самолетов, он и его друзья “начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет война”. Но скоро младшие стали  обязаны брать на себя дела старших: “А мы, дети, сторожили ящики, в которые складывали бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара”.  Далее он становится воспитанником госпиталя. Ему пришлось нелегко: “...с трудом к крови привык. Боялся обожженных”. Читатель понимает, что дети во  время боевых действий быстро взрослеют, они с трудом переживают тяготы войны, но со временем привыкают к ним.
        Важен также фрагмент текста, в котором герой сообщает о том, как доехав до Германии к концу войны, в разбитом немецком поселке увидел детский велосипед, чему сильно обрадовался, а затем “сел и поехал”. Так до читателя доносится мысль о том, что даже спустя годы, пройдя через все ужасы боевых действий, уже повзрослевшие дети, остаются таковыми в душе.
       Примеры противопоставлены друг другу. С одной стороны, дети, выросшие во время вооруженных конфликтов, вынуждены становится осознанными личностями, способными на немальчишеский труд, с другой стороны, они остаются склонными к ребячеству, ностальгируя о том жизненном периоде, который у них отняла война.
      Позиция автора такова: взросление во время народных бедствий неестественное, поэтому человек хоть и вынужденно забывает о детских забавах, но остается жить с душой ребенка.
      Я полностью согласна с позицией автора. В качестве примера могу вспомнить своего дедушку, ветерана тыла Великой Отечественной войны, который коллекционировал игрушки в качестве хобби. Он всегда любил поиграть с нами в настольные игры. Когда мы проводили время вместе, мы забывали о его возрасте, как будто он такой же юный, как мы.
Количество слов - 296

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Алиса!

Вы знакомы с требованиями, которые предъявляются к сочинению в формате ЕГЭ, но есть некоторые важные аспекты, нуждающиеся в доработке, коррекции.

В соответствии с критериями проверки сочинений ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 (раннее взросление детей в годы войны) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (умение сохранить в душе детскую непосредственность) указан, пояснен.

Проанализирована и указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие и пример, но этого недостаточно для получения балла.

 Я полностью согласна с позицией автора. В качестве примера могу вспомнить своего дедушку, ветерана тыла Великой Отечественной войны, который коллекционировал игрушки в качестве хобби. Он всегда любил поиграть с нами в настольные игры. Когда мы проводили время вместе, мы забывали о его возрасте, как будто он такой же юный, как мы.
Нет тезиса (обоснования). Пример "повисает в воздухе". Что вы подтверждаете с помощью приведённого примера, какую мысль?

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

С одной стороны, дети, выросшие во время вооруженных конфликтов, вынуждены становится осознанными личностями, способными на немальчишеский труд, с другой стороны, они остаются склонными к ребячеству, ностальгируя о том жизненном периоде, который у них отняла война.
Неудачная мысль и способ её выражения. Получается, что стать "осознанной личностью"  -- это плохо? Речь идёт о том, что дети во время войны рано взрослели.
Я полностью согласна с позицией автора. В качестве примера могу вспомнить своего дедушку, ветерана тыла Великой Отечественной войны, который коллекционировал игрушки в качестве хобби. Он всегда любил поиграть с нами в настольные игры. Когда мы проводили время вместе, мы забывали о его возрасте, как будто он такой же юный, как мы.
Нет заключения. Композиционно ваши рассуждения выглядят незаконченными.

K6 – Богатство речи + 1 балл

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор пишет о мальчике, который во время начала бомбардировок был вместе с матерью в санатории. Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор пишет о мальчике, который во время начала бомбардировок был вместе с матерью в санатории.
Неоправданные повторы.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

С одной стороны, дети, выросшие во время вооруженных конфликтов, вынуждены становится осознанными личностями, способными на немальчишеский труд, с другой стороны, они остаются склонными к ребячеству, ностальгируя о том жизненном периоде, который у них отняла война.
Вынуждены (что делать?) становиТЬся.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Важен также фрагмент текста, в котором герой сообщает о том, как ЗПТ доехав до Германии к концу войны, в разбитом немецком поселке увидел детский велосипед, чему сильно обрадовался, а затем “сел и поехал”.
Не обособлено обстоятельство, выраженное  деепричастным оборотом.
Так до читателя доносится мысль о том, что даже спустя годы, пройдя через все ужасы боевых действий, уже повзрослевшие дети, остаются таковыми в душе.
Лишняя запятая (разорвана связь между подлежащим и сказуемым: повзрослевшие дети остаются...).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор пишет о мальчике, который во время начала бомбардировок был вместе с матерью в санатории.
Думаю, что лучше было бы сказать по-другому: ... который не знал о том, что началась война. Кроме того, выражение "во время начала" обладает избыточностью.
Так до читателя доносится мысль о том, что даже спустя годы, пройдя через все ужасы боевых действий, уже повзрослевшие дети, остаются таковыми в душе.
Речевые шероховатости. Осторожнее употребляйте указательные местоимения.
С одной стороны, дети, выросшие во время вооруженных конфликтов, вынуждены становится осознанными личностями, способными на немальчишеский труд, с другой стороны, они остаются склонными к ребячеству, ностальгируя о том жизненном периоде, который у них отняла война.
Очень витиевато формулируете мысль. Неудачное выражение. Вариант замены: вынуждены рано взрослеть.
Позиция автора такова: взросление во время народных бедствий неестественное, поэтому человек хоть и вынужденно забывает о детских забавах, но остается жить с душой ребенка.
Неудачно выражена мысль.
В качестве примера могу вспомнить своего дедушку, ветерана тыла Великой Отечественной войны, который коллекционировал игрушки в качестве хобби.
Неудачный порядок слов. Вариант замены: который в качестве хобби коллекционировал игрушки.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над точностью выражения мысли, чётче прорабатывать отношение к позиции автора (должно быть три компонента: согласие + тезис (обоснование: с чем именно вы согласны с автором) + пример).

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку