Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема освоения космоса

  • Текст: Л. Кассиль. О Циолковском
    (1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (5)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (6)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (7)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
    (8)Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (9)Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (10)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (11)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (12)А обратно?.. (13)Кто вами выстрелит?
    (14)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё?
    (15)Аэроплан? (16)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (17)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (18)Воздушный шар? (19)Дирижабль? (20)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (21)В пустоте они не могут держаться. (22)Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели.
    (23)Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (24)Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу.
    (25)Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (26)Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (27)И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
    (28)Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (29)Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
    (30)В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (31)Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (32)Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (33)В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (34)Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (35)И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
    (36)Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
    (По Л. Кассилю*)
    * Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — русский советский писатель.

01.04.2024 02:10:41
Автор: Fiziklirik

В данном тексте автор размышляет о том, что люди издревле задумывались о далеких и, казалось бы, недосягаемых звездах, об освоении космического пространства. Он вспоминает о великих писателях фантастах умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой. Одним из таких авторов был Жюль Верн, нарушивший все мыслимые и не мыслимые законы физики, отправляя героев в полет на пушечном ядре.
Важен так же фрагмент текста, в котором автор вспоминает о Константине Эдуардовиче Циолковском. Обычном провинциальном учителе, разум которого с детства не оставляла идея выхода за рамки поверхности Земли. Несмотря на все трудности и вызовы своей эпохи, недостаток информации, Константин Эдуардович не бросал своих попыток найти решение этого вопроса. Именно благодаря его трудам несколько десятков лет спустя другой русский ученый сможет найти способ выйти за границы Земной атмосферы.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают то, насколько человечество грезило идеей покорения космоса, насколько эта идея захватывала умы, что люди пытались дотянуться до него кто как мог, приближая его в своих научных трудах либо погружаясь в него на страницах своих романов.  
На мой взгляд автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений. Она была одним из вызовов перед человечеством, который спустя тысячи лет оно смогло разрешить.
Я согласен с позицией Льва Абрамовича. Вопрос покорения вселенной, выхода за рамки привычного пространства, всегда был и будет одним из фундаментальных вопросов человечества, решению которого люди будут посвящать свои жизни. Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами. И уже они отодвинули границы изученного еще дальше.
Количество слов - 288

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте! Ваше сочинение оценено следующим образом:

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема в целом определена верно, но вам нужно научиться ее формулировать, потому что проверяющий сразу должен понять, какой аспект данного вам текста вы анализируете, иначе велика вероятность лишиться 6 баллов сразу. Проще всего обозначать проблему в самом начале текста, первым предложением и в виде вопроса - так будет проще и вам, и экзаменатору.

K2 - Комментарий: + 0 баллов

Первый пример (научная фантастика) указан, но не пояснен. Вы должны не только найти значимые фрагменты текста, но и указать их значение, объяснить, почему именно они важны для понимания позиции автора. Как вы думаете, почему Кассиль упомянул Жюля Верна и других писателей, хотя, строго говоря, ничего для развития космонавтики они не сделали?

Второй пример также указан и не пояснен. Вы пересказываете данную в тексте информацию, однако не делаете из нее никаких выводов. В чем именно значимость фигуры Циолковского, по какой причине Кассиль так подробно на нем останавливается?

К сожалению, связь между непроанализированными примерами тоже не засчитывается.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора определена верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Вы обосновали свою позицию, выдвинув собственные тезисы и подобрав удачный пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Отсутствие четко поставленной проблемы привело к увеличению количества композиционных и логических ошибок.

На мой взгляд автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений.

Вы представили позицию автора, но, по какому вопросу эта позиция, неясно.
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами. И уже они отодвинули границы изученного еще дальше [А ДАЛЬШЕ?].
Ваш текст заканчивается на приведенном примере и поэтому производит впечатление незавершенного, потому что вывод всегда носит общий характер и подводит черту под всем вышесказанным.

Есть и ошибки, не связанные с постановкой проблемы.

Именно благодаря его трудам несколько десятков лет спустя другой русский ученый сможет найти способ выйти за границы Земной атмосферы.
О ком идет речь? (Если хотели написать о Королеве, логичнее было бы сделать это в обосновании своего мнения и при этом его назвать, а не говорить загадками)
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами [СВЯЗЬ?].
Непонятно, как из потенциальных космонавтов получились летчики и ученые.

K6 - Богатство речи: + 1 балл

Лексика достаточно разнообразна (однако речевых ошибок все равно много - см. критерий К10).

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Он вспоминает о великих писателях ДЕФИС фантастах умы которых бередила эта идея
Приложение "фантастах" должно присоединяться к определяемому слову через дефис.
Одним из таких авторов был Жюль Верн, нарушивший все мыслимые и не мыслимые законы физики, отправляя героев в полет на пушечном ядре.
Это прилагательное должно писаться слитно.
Важен так же фрагмент текста, в котором автор вспоминает о Константине Эдуардовиче Циолковском.
Соединительный союз ТАКЖЕ пишется слитно.

Именно благодаря его трудам несколько десятков лет спустя другой русский ученый сможет найти способ выйти за границы Земной атмосферы.

Это слово пишется со строчной буквы.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Он вспоминает о великих писателях фантастах ЗПТ умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой.
Пропущена запятая, разделяющая части сложноподчиненного предложения.
Вопрос покорения вселенной, выхода за рамки привычного пространства, всегда был и будет одним из фундаментальных вопросов человечества, решению которого люди будут посвящать свои жизни.
Лишняя запятая: мы не отделяем от остального предложения цепочку однородных членов.
На мой взгляд  ЗПТ автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений.
Пропущена запятая после вводной конструкции.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Он вспоминает о великих писателях фантастах умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой.
Неоправданный повтор союзного слова: при последовательном подчинении придаточных союзы и союзные слова не должны повторяться.
Важен так же фрагмент текста, в котором автор вспоминает о Константине Эдуардовиче Циолковском. [ПРИЛОЖЕНИЕ НЕ ОТДЕЛЯТЬ!] Обычном провинциальном учителе, разум которого с детства не оставляла идея выхода за рамки поверхности Земли.
Из члена предложения (в вашем случае - из распространенного приложения) нельзя делать отдельное предложение.

Они показывают то, насколько человечество грезило идеей покорения космоса, насколько эта идея захватывала умы, что люди пытались дотянуться до него кто как мог, приближая его в своих научных трудах либо погружаясь в него на страницах своих романов.
ТО лишнее: "Они показывают, что люди пытались дотянуться..."

Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. [ПРИДАТОЧНОЕ НЕ ОТДЕЛЯТЬ!] Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами.
Из придаточной части сложноподчиненного предложения также нельзя сформировать отдельное простое предложение, т. к. она должна находиться в одном предложении с главной частью.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Он вспоминает о великих писателях фантастах умы которых бередила эта идея, которой они посвящали свои произведения, связывая ее то с наукой, то с самой смелой фантастикой.
Неудачное словоупотребление: в каком именно значении вы используете слово "фантастика"? Вы имеете в виду литературный жанр или в целом любой вымысел?
Несмотря на все трудности и вызовы своей эпохи, недостаток информации, Константин Эдуардович не бросал своих попыток найти решение этого вопроса.
У слова "вызов" нет значения "проблема, затруднение".
Они показывают то, насколько человечество грезило идеей покорения космоса, насколько эта идея захватывала умы, что люди пытались дотянуться до него кто как мог, приближая его в своих научных трудах либо погружаясь в него на страницах своих романов.
Неуместная метафоризация.
На мой взгляд автор хотел сказать о том, что идея покорения космоса жила в умах человечества с самого начала цивилизации, соединяла между собой умы сотен тысяч поколений.
Неуместная метафоризация.
Она была одним из вызовов перед человечеством, который спустя тысячи лет оно смогло разрешить.
.Лексическая несочетаемость: вызов нельзя разрешить, его можно принять или получить (о неверном понимании смысла этого слова уже было написано выше).
Юрий Алексеевич Гагарин, пройдя жесточайший отбор среди всех кандидатов, совершил первый полет в космос, который вдохновил миллионы советских мальчишек захотеть стать космонавтами. Многие из которых стали летчиками, учеными и конструкторами.
Тавтология. Вы также неверно употребили слово "жесточайший": если вы имели в виду большую конкуренцию, то нужно было написать "жесткий".
И уже они отодвинули границы изученного еще дальше.
Либо неуместная метафоризация, либо нарушение лексической сочетаемости (есть термин "границы познания").

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибок нет.

Итак, главный плюс вашей работы в том, что вы явно разбираетесь в том, о чем пишете, однако, насколько я могу судить, вы плохо знакомы с критериями проверки и требованиями к сочинению формата ЕГЭ. Чтобы количество баллов выросло, советую: а) ознакомиться с форматом задания 27; б) сначала определять позицию автора и проблему, а уже потом писать текст; в) писать сочинение так, чтобы читатель понял смысл ваших высказываний без необходимости обращаться к исходному фрагменту; г) очень тщательно проверять написанное; д) следить за речью и пользоваться словарем при написании.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку