Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как нужно относиться к совершённым ошибкам?

  • Текст: (1)Тогда я был молод, кудряв, легкомысле
    (1)Тогда я был молод, кудряв, легкомыслен и удачлив, и девочки кокетничали со мной напропалую. (2)Наверное, как все в этом прекрасном возрасте, я совершал ошибки, и ошибок было много, но лишь теперь осмеливаюсь в них признаться.
    (3)Когда я появился впервые в сельской школе, все ахнули: на груди моей сверкал университетский значок! (4)Время было трудное: года четыре, как закончилась война. (5)Дипломированных учителей не хватало. (6)И вот в эту маленькую, неказистую школу приехал человек, окончивший столичный университет, фи-ло-лог!
    (7)Однажды подошел ко мне кто-то и предложил выступить с лекцией перед колхозниками. (8)Я очень удивился, что ко мне подходят с такими пустяками, но отказать было нельзя, тем более что лекция намечалась через месяц. (9)Перед отъездом в область мне подарили только что вышедшую книгу «Пушкин в воспоминаниях современников». (10)И вот, вспомнив об этой книге, я сказал, что буду читать, пожалуй, лекцию о Пушкине, о его жизни, и называться лекция будет: «Частная жизнь Александра Пушкина».
    (11)Шло время. (12)Иногда на глаза мне попадалась эта проклятая книга, и тусклое, едва уловимое желание перелистать её страницы овладевало мной, но лишь на одно мгновение. (13)Наконец в один прекрасный день рука моей фортуны почтительно постучала в мою дверь, и я не смог уловить в том стуке дружеского предостережения.
    (14)У крыльца стояли колхозные сани. (15)Настроение у меня было превосходное. (16)Не было ни страха, ни даже волнения. (17)В извечном поединке меж «слыть» и «быть» верх одерживало первое. (18)О мой дорогой университетский значок, соединение белого, синего и золотого! (19) Как я любим и почитаем!
    (20)Лошадка бежала резво. (21)Страха не было. (22)Замечательная книга покоилась на моих коленях, тяжеленькая, плотненькая такая – источник вдохновения, кладовая успеха и славы...
    (23)В большой старой бревенчатой избе размещался колхозный клуб, на лавках сидели мои слушатели. (24)Были старики и дети. (25)Было много молодых людей. (26)На нехитрой сцене стоял длинный стол, покрытый красной выцветшей материей. (27)За столом в одиночестве сидел председатель колхоза. (28)О мой дорогой университетский... (29)Страха не было.
    (30)– Ну вот, – сказал председатель, когда я легко взлетел на подмостки, сейчас наш дорогой учитель расскажет нам о частной жизни Александра Сергеевича Пушкина. (31)И, оборотившись ко мне: «Часика в полтора уложитесь?»
    (32)– Кто его знает, - улыбнулся я, – во всяком случае, буду стараться.
    (33)Я встал за кафедру. (34)Страха не было.
    (35)– Пушкин – великий русский поэт! – воскликнул я легко, вдохновенно и страстно.
    (36)Все со мной были согласны. (37)Глядели на меня не отводя глаз, как с семейной фотографии.
    (38)«Отчего это я трясусь?» – подумал я.
    (39)Я с ужасом даже сейчас вспоминаю эту минуту: страх охватил меня, страх, которого я не испытывал даже на фронте: о чём говорить дальше? (40)Если бы передо мной лежал хотя бы маленький, ничтожный клочок измятой линованной бумаги и если бы на нём, пусть вкривь и вкось, нелепым почерком, неразборчиво было бы написано, набросано, едва угадывалось бы то, что я вычитал когда-то из этой проклятой книги! (41)Но передо мной была наклонная потёртая доска замечательной кафедры, и на ней лежала молчаливая книга, тяжёлая, словно камень на шее. (42)Я посмотрел на часы: прошло полторы минуты...
    (43)– Однажды, – сказал я, крепко держась рукой за кафедру, – молодой Пушкин... где-то на юге влюбился... кажется, в цыганку... (44)Она была к нему равнодушна, и он, разозлившись, пробежал по жаре двадцать четыре километра... – слушали меня внимательно, – не метра, а километра...
    (45)Стояла тишина.
    (46)– Двадцать четыре километра! – выкрикнул я. – Представляете?..
    (47)Собравшиеся молчали. (48)Я посмотрел на часы – прошло две минуты. (49)Кто-то робко кашлянул... (50)О, если бы он раскашлялся как следует и надолго!
    (51)Но в клубе стояла тишина.
    (52)– Или, например, такой случай, – сказал я не своим голосом... (53)«Какой случай? Какой случай?» – загудело в голове. (54)Проклятая замечательная книга лежала передо мной, и мои бледные трясущиеся пальцы впились в неё с последней надеждой. (55)Внезапно я наткнулся на имя Натальи Гончаровой. (56)Вспыхнул ослепительный свет. (57)– Пушкин был женат на Наталье Гончаровой! – воскликнул я. – (58)Перед самой женитьбой он встретился с цыганкой Таней... нет, Стешей... (59)И тут они... (60)«Что они? Что они?..»
    (61)Я посмотрел на часы – прошло четыре минуты.
    (62)–Вы, наверное, не знаете, наверное, не знаете... (63)«Чего не знаете? Чего не знаете?..» – (64)Царь сослал его в село Михайловское... нет, сначала он сослал его в Одессу, где губернатором был граф Воронцов. (65)Воронцов Пушкина не любил и послал его на саранчу... (66)Когда саранча собирается в большом количестве... когда саранча собирается в большом количестве...
    (67)Я попытался незаметно отвинтить университетский значок, но не смог, хотел перевернуть страницу книги, но книга не открывалась вообще. (68)Я посмотрел на свои часы – прошло семь минут.
    (69)Никто не подозревал, как я мечтал, чтобы пол под моими ногами разверзся, чтобы пламя охватило бревенчатый клуб, чтобы кто-нибудь крикнул: «Волки!» – и все бросились бы к окнам, а я сказал бы: «Ну, знаете, в такой обстановке...»
    (70)– Может быть, будут какие-нибудь вопросы? – спросил я у задумчивого председателя как можно спокойнее.
    (71)– Вы уже закончили? – спросил он без тени удивления.
    (72)– Да, пожалуй, и всё, – сказал я, не слыша собственного голоса.
    (73)«Хоть бы они бросились на сцену и убили меня!» – подумал я.
    (74)– Ну что же, если нет вопросов, давайте поблагодарим товарища учителя, – и зааплодировал. (75)Его вяло поддержали. (76)А этот молодой, кудрявый, удачливый, с новёхоньким университетским значком на груди оглядел зал торопливо, по-заячьи, и его молодые губы дрожали, и пальцы не слушались.
    (77)Как я очутился на улице, никто не успел заметить.
    (78)Шестикилометровый обратный путь лежал через овраги и перелески. (79)Было темно. (80)Вьюжило. (81)Я шёл медленно, меня покачивало. (82)Внезапно послышался скрип полозьев, и колхозные сани догнали меня.
    (83)– Велено домой доставить, – весело сказал бородатый возница, – садись, учитель. (84)Больно ты на ногу скор…
    (85)Я уселся в сани и заплакал.
    (86)...С тех пор прошло много лет. (87)Тогда я был молод, кудряв и удачлив, и, отвинтив, я бросил в снег своё ромбовидное несчастье, синее, белое и золотое.  (По Б. Ш. Окуджаве)
    Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) – советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор.
26.03.2024 07:57:16

Как нужно относиться к совершённым ошибкам? Именно э тот вопрос находится в центре внимания Б. Ш. Окуджавы в приведенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, прозаик рассказывает о случае, произошедшем с молодым специалистом во время работы в сельской школе. Герою поручили "выступить с лекцией перед колхозниками", и он, посчитав, что легко справится "с такими пустяками", совершенно не готовился к выступлению, несмотря на то что у него для этого был целый месяц. Б. Ш. Окуджава подчеркивает, что юноша очень гордится тем, что является дипломированным учителем, получившим высшее образование в столице, и что на груди его сверкает "университетский значок". Поэтому он ни на минуту не сомневается в успехе, упивается своим превосходством ("Как я любим  и почитаем!") и совершенно не осознает, что поступает неправильно: "Страха не было".

Однако выйдя на сцену и видя устремленные на него со всех сторон глаза слушателей, герой понимает, что был излишне самоуверен, так как не знает, о чем говорить. Он ощущает страх, "которого не испытывал даже на фронте", говорит "не своим голосом", постоянно смотрит на часы (предложения 42, 48, 61, 68), и ему кажется, что время тянется бесконечно. А когда он после такого провала возвращается домой, то сидя в санях, плачет и швыряет в снег свой университетский значок. Этот пример показывает, что осознание совершенной ошибки сопровождается мучительным чувством вины, стыда и раскаяния.

Писатель противопоставляет чувства и поведение героя до того, как он совершил ошибку, и сразу после этого, чтобы показать, что за проявленное легкомыслие и излишнюю самоуверенность потом приходится платить волнением и угрызениями совести.

Позиция автора ясна. Б. Ш. Окуджава считает, что нужно учиться признавать свои ошибки.

Я согласен с точкой зрения автора. Действительно, необходимо вовремя осознать, что ошибся, чтобы успеть все исправить и не допускать подобного впредь. Например, в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой" бабушка героя, несмотря на его обман, все же покупает ему пряник конем, так как мальчик просит прощения и по-настоящему переживает из-за того, что сделал.

Завершая работу над текстом Б. Ш. Окуджавы, отмечу, что от ошибок  не застрахован никто, но признавать их бывает нелегко, и чтобы уметь это делать, нужно постоянно работать над собой.
Количество слов - 342

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

"выступить с лекцией перед колхозниками"
Цитата, не связанная с проблемой. С какой целью Вы её приводите?

"университетский значок"
то же самое
Почему Вы решили взять именно эти слова? Цитаты не должны быть ради цитат.

Он ощущает страх, "которого не испытывал даже на фронте", говорит "не своим голосом", постоянно смотрит на часы (предложения 42, 48, 61, 68)
Если Вы решили вводить номера предложений, делайте это последовательно. Не запрещается ставить номера предложений, но предпочтительнее писать без них: Вы создаёте связный текст.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Завершая работу над текстом Б. Ш. Окуджавы, отмечу, что от ошибок  не застрахован никто, но признавать их бывает нелегко, и чтобы уметь это делать, нужно постоянно работать над собой.
Новая мысль, требующая доказательства. Вывод — это обобщение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

А когда он после такого провала возвращается домой, то сидя в санях, плачет и швыряет в снег свой университетский значок.
Пропущена запятая на границе деепричастного оборота

Завершая работу над текстом Б. Ш. Окуджавы, отмечу, что от ошибок  не застрахован никто, но признавать их бывает нелегко, и чтобы уметь это делать, нужно постоянно работать над собой.
Пропущена запятая в начале придаточного предложения.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Обратите внимание: перед Вами художественно-биографический текст.

Размышляя над проблемой, прозаик рассказывает о случае, произошедшем с молодым специалистом во время работы в сельской школе.
Это один человек.
В комментарии обращайтесь только к тем цитатам, которые связаны с проблемой.
Постарайтесь, чтобы абзацы с примерами пояснениями были примерно одинаковыми по объёму.
Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ, грамотны, имеете развитую речь — шанс максимального балла за этот вид работы высок. Продолжайте работать.

Удачи на экзамене!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку