ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема общественного мнения и самооценки.

  • Текст: А.П. Чехов. Орден.
    А.П. Чехов. Орден.
    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)
24.03.2024 16:03:27
Автор: Ксения Кузнецова

                                    Почему люди хотят казаться лучше, чем они есть?
Почему люди хотят казаться лучше, чем они есть? Именно этой проблеме посвящён текст А.П. Чехова.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор пишет об учителе военной гимназии. Пустяков одалживает орден у своего товарища для того, чтобы появиться на обеде у купца Спичкина, который "страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице". Становится очевидно, что Пустяков хочет произвести хорошее впечатление на купца и заслужить его уважение.
Кроме того, Чехов пишет об ощущениях, которые испытывал Пустяков. Учитель чувствовал больше уважения к себе, когда на его груди блестел орден. Читатель понимает, что таким образом Пустяков становится более уверенным в себе.
Примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы понимаем, что и общественное мнение, и желание стать более уверенными в себе побуждают людей казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Позиция автора такова: люди хотят создавать ложное представление о себе для того, чтобы соответствовать общественному мнению, произвести хорошее впечатление, заслужить уважение общества, а также чувствовать себя намного увереннее.
Я согласна с позицией автора. Действительно, общественное мнение и желание усилить свою самоуверенность заставляют людей казаться лучше, чем они есть. Например, большое количество моих друзей покупают себе дорогую одежду и телефоны последних моделей. Это связано с тем, что они хотят соответствовать общественному мнению, чувствовать себя лучше других, увереннее в себе. Для нашего поколения, к сожалению, важно при помощи дорогих покупок показывать свой статус, количество денег в семье.
Таким образом, люди хотят казать лучше, чем они есть для того, чтобы получить одобрение общества и повысить свою самооценку.
Количество слов - 262

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ксения!

Вы знаете основные требования, предъявляемые к заданию 27, пишете грамотно, умеете рассуждать, но сочинение нельзя назвать сильным и безупречным с точки зрения комментария проблемы.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 (Пустяков одалживает орден Станислава, желая казаться лучше, чем он есть на самом деле ) в сочинении указан, пояснен.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор пишет об учителе военной гимназии. Пустяков одалживает орден у своего товарища для того, чтобы появиться на обеде у купца Спичкина, который "страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице".
Не очень удачное введение примера. Старайтесь подбирать более точные слова. Ошибки никакой нет, но отсутствие точности в формулировании мыслей делает работу уязвимой с точки зрения речи.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор пишет об учителе военной гимназии. Пустяков одалживает орден у своего товарища для того, чтобы появиться на обеде у купца Спичкина, который "страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице". Становится очевидно, что Пустяков хочет произвести хорошее впечатление на купца и заслужить его уважение.
Пояснение, на мой взгляд, плохо коррелирует с заявленной проблемой: произвести хорошее впечатление и заслужить уважение -- это не обязательно является проявлением чего-то отрицательного. Но ведь у Чехова героем движет не благородное чувство самосовершенствования, а желание казаться лучше (то есть он хочет обмануть, пустить пыль в глаза, не упасть в грязь лицом, а сделать это герой намеревался обманным путём). Таким образом, пояснение к примеру не соотносится с заявленной проблемой (нарушение логики; снижу балл за К5).

Пример 2 является продолжением первого (не засчитан).
Кроме того, Чехов пишет об ощущениях, которые испытывал Пустяков. Учитель чувствовал больше уважения к себе, когда на его груди блестел орден. Читатель понимает, что таким образом Пустяков становится более уверенным в себе.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не может быть засчитана при одном примере.
Хочется обратить внимание на важный аспект: большая часть текста А.П. Чехова осталась нереализованной (важный для реализации авторской идеи эпизод поведения Льва Пустякова во время обеда у Спичкина) была вами проигнорирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Я согласна с позицией автора. Действительно, общественное мнение и желание усилить свою самоуверенность заставляют людей казаться лучше, чем они есть.

Хочу обратить ваше внимание, что в своем тезисе вы дублируете ранее высказанные мысли. Да, вы используете синонимы, но мысль та же самая. Не рекомендуется повторять суждения, даже если вы их перефразируете.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Нарушение логики в комментарии (см. К2)

Примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы понимаем, что и общественное мнение, и желание стать более уверенными в себе побуждают людей казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Позиция автора такова: люди хотят создавать ложное представление о себе для того, чтобы соответствовать общественному мнению, произвести хорошее впечатление, заслужить уважение общества, а также чувствовать себя намного увереннее.
На мой взгляд, здесь есть повтор мыслей. Чтобы постараться избежать повторов мыслей, анализируя связь между примерами-иллюстрациями, старайтесь делать акцент на роли примеров (что делает один пример, что другой).

K6 – Богатство речи + 0 баллов

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор пишет об учителе военной гимназии. Пустяков одалживает орден у своего товарища для того, чтобы появиться на обеде у купца Спичкина, который "страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице". Становится очевидно, что Пустяков хочет произвести хорошее впечатление на купца и заслужить его уважение.
Кроме того, Чехов пишет об ощущениях, которые испытывал Пустяков.
Намечается тенденция к единообразию. Это, конечно, разные абзацы, но тем не менее бросается в глаза, создаётся впечатление (возможно, ложное), что, во-первых,  вы не проверили работу на наличие повторов; во-вторых, что вы не стремитесь разнообразить речевой и грамматический строй сочинения.
Например, большое количество моих друзей покупают себе дорогую одежду и телефоны последних моделей. Это связано с тем, что они хотят соответствовать общественному мнению, чувствовать себя лучше других, увереннее в себе.
Повторы. От первого употребления возвратного местоимения "себе" можно было бы отказаться (покупают дорогую одежду и телефоны последних моделей). Последующие употребления местоимения "себя" оправданы (чувствовать себя, увереннее в себе). Но и третьего "себе" можно было избежать (сравните: чувствовать себя лучше и увереннее; казаться лучше и увереннее и т.п.).  В Методических материалах для председателей и членов  предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым  ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года мы читаем: "Речевым повтором как ошибкой, приводящей к выставлению нуля баллов  по критерию К6, считается зафиксированное экспертом трижды (и более) неоправданно повторённое экзаменуемым слово в пределах одного абзаца. Экспертом учитываются как  повторяющиеся все формы одного слова".
Кроме того, Чехов пишет об ощущениях, которые испытывал Пустяков. Учитель чувствовал больше уважения к себе, когда на его груди блестел орден. Читатель понимает, что таким образом Пустяков становится более уверенным в себе.
Примеры дополняют друг друга. Анализируя их, мы понимаем, что и общественное мнение, и желание стать более уверенными в себе побуждают людей казаться лучше, чем они есть на самом деле.
И снова повторы.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки:

Действительно, общественное мнение и желание усилить свою самоуверенность заставляют людей казаться лучше, чем они есть.
Речевая избыточность (свою самоуверенность). Кроме того, выражение "усилить самоуверенность", на мой взгляд, небезупречно с точки зрения сочетаемости.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, чтобы комментарий проблемы был глубоким (примеры полноценные, безупречные как с точки зрения содержания, так и с позиции логики развития мысли). Старайтесь избегать повторов, для этого проверяете сочинение неоднократно. Уверена, что вы проанализируете ошибки и напишете в следующий раз более совершенную работу. Уверена, что у вас всё получится, потому что вы умеете рассуждать, хорошо знаете требования.

Желаю успехов!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку