Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Время и человек
-
Текст: В. В. Вересаев. О времени«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что
в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.
(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё
так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти — всего только младшие братья вчерашних?
(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое
и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.
(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, — так там холодно
и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным,
неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, — вот была моя цель, смысл жизни.
(По В. В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867−1945) — русский и советский писатель, переводчик, литературовед.
Герой-рассказчик, от лица которого ведётся повествование, размышляет о том, как за весьма короткий срок сильно изменилась литература и её идеалы : "...прежнее чистое знамя в ее руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя". Бессознательное массовое отступничество от воззрений прошлого выглядит ужасным: все старые заветы и ценности постепенно и незаметно опошляются, становятся менее значимыми. Течение времени приводит к неминуемым изменениям, и человеку не под силу их замедлить, когда, повинуясь влиянию своего века, он идёт следом за всеми.
Однако чудовищно и уродливо положение того, кто отчаянно старается "стать выше времени", недоверчиво встречает всё новое, ведь ему грозит «опасность обратиться в совершенно "обессмысленную щепку" когда-то "победоносного корабля"». Следовательно, когда человек борется с эволюцией или деградацией общества, культуры, противится изменениям, приносимым беспощадной эпохой, его существование теряет какую-либо значимость, потому подобное сопротивление бесполезно.
Рассмотренные примеры сопоставляются: в первом описывается жизнь в ногу со временем, во втором - противодействие беспощадной трансформации миропорядка. Автор показывает и сравнивает две различные реакции человека на перемены, вызванные неведомой и смутной эрой.
Создатель текста приходит к следующему выводу: что бы ни было предпринято, невозможно исправить то, что приносит новое время. Также нельзя противостоять всему происходящему. Единственный выход - исчезнуть или спрятаться, занявшись своим делом.
С автором трудно не согласиться: человек не может бороться со временем, ему под силу лишь попытаться забыться, укрыться от тревожных мыслей. Например, в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" главному герою пришлось расстаться со своей возлюбленной, а до этого и со своей семьёй, из-за череды трагических событий, которые приносил век, наполненный войнами и революциями. Так как возможности что-то изменить у героя не было, всё, что ему оставалось, - писать стихи в доме в лесу. Только это приносило герою облегчение и наполняло жизнь смыслом. Полное погружение в какое-то занятие может спасти во времена перемен, лишь оно способно принести своеобразную ясность и лёгкость, заглушить боль от осознания беспомощности перед лицом судьбы.
В заключение, я хочу сказать, что человек не в силах сражаться с чем-то столь глобальным, сколь течение времени, иногда ему и вовсе не дано поменять что-то в своей жизни.
Здравствуйте, Алина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий: + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Следовательно, когда человек борется с эволюцией или деградацией общества, культуры, противится изменениям, приносимым беспощадной эпохой, его существование теряет какую-либо значимость, потому подобное сопротивление бесполезно. |
Довольно внезапный вывод. Не понимаю, как вы пришли к нему. Разве Вересаев считает бессмысленным существование людей, которые борются с деградацией общества? Я не вижу этого в исходном тексте.
K6 – Богатство речи: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
В заключение, я хочу сказать, что человек не в силах сражаться с чем-то столь глобальным, сколь течение времени, иногда ему и вовсе не дано поменять что-то в своей жизни. |
Запятая не нужна, тут нет вводного слова.
Например, в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" главному герою пришлось расстаться со своей возлюбленной, а до этого и со своей семьёй, из-за череды трагических событий, которые приносил век, наполненный войнами и революциями. |
Запятая не нужна.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
В заключение, я хочу сказать, что человек не в силах сражаться с чем-то столь глобальным, сколь течение времени, иногда ему и вовсе не дано поменять что-то в своей жизни. |
Корректно: как. Столь же … сколь и уместно употреблять при сопоставлении соизмеримых, не исключающих друг друга понятий, признаков. Столь же полезен, сколь приятен. (Источник – Грамота.ру)
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Об этой проблеме рассуждает в своём тексте Вересаев. |
Речевая избыточность. Невозможно рассуждать в чужом тексте. Лучше так:
Об этой проблеме рассуждает Вересаев.
Например, в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" главному герою пришлось расстаться со своей возлюбленной, а до этого и со своей семьёй, из-за череды трагических событий, которые приносил век, наполненный войнами и революциями. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Алина, вам удалось написать хорошее сочинение. Особенно мне понравился аргумент, которым вы обосновали ваше отношение к позиции автора. Обратите внимание на логику: не приписывайте автору суждений, которых в тексте нет. Будьте аккуратнее с местоимением "свой". Оно уместно только тогда, когда подчёркивает противопоставление (например: я не могу тебе помочь, у меня своих дел полно).
Удачи!