Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль учителя в становлении личности ученика?

  • Текст: (1)Два образа не покидают человека всю ж
    (1)Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.
                    (2)Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3)Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4)Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5)У истоков нашего совсем ещё юного в ту пору заведения стоял академик А.Н. Колмогоров. (6)Отбирали туда на жёсткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (7)Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, – от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале – о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы... (8)Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, Физтеха и других лучших вузов страны. (9)В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.
                    (10)А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.
                    (11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (16)С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше – тысячную долю сказанного! (17)Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя. (18)Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр «Парижских тайн» Эжена Сю – истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.
                     (19)Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова «Мастер и Маргарита» учитель сам читал нам вслух после уроков. (20)Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (21)Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (22)«Пуганая ворона куста боится!» – был ответ.
                     (23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение. (24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (28)Что читал? (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.
                     (30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.
                     (32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.
                     (33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.

    (По С.А. Яковлеву*)

    * Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.
08.03.2024 20:22:58
Автор: Дмитрий Никитин

Какова роль учителя в становлении личности ученика?

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, С.А. Яковлев пишет об одном из своих учителей, который вёл в школе уроки литературы. Автор искренне им восхищался: “его эрудиция и начитанность были феноменальны”. Эти уроки пробуждали в С.А. Яковлеве ещё больший интерес к чтению. Становится очевидно: преподаватель, погружённый в предмет, напрямую влияет на интересы ученика, побуждает ещё больше изучать.

Далее автор пишет о том, как учитель литературы, Юрий Викторович, “поднимался на кафедру и допоздна читал стихи”. С.А. Яковлев утверждает, что не слышал с тех пор таких чтецов, которые оказывали бы такое же воздействие на него. Читатель понимает, что преподаватель способен вдохновлять учеников своим талантом к ведению предмета.

Примеры дополняют друг друга. Они дают понять, что педагог способен влиять на интересы учеников, а ещё оказывать на них эмоциональное воздействие.

Позиция автора такова: учитель, преданный своему делу, увлекает своим предметом, тем самым влияя на становление личности учащихся, и пробуждает в них искренние чувства, ещё больше заинтересовывая.  

Я согласен с мнением писателя. Действительно, талантливый преподаватель особенным образом оказывает воздействие на учеников, увлекает их ещё больше, воодушевляет своим примером. Приведу в пример собственный опыт. Я искренне восхищаюсь одним из учителей истории нашей школы. Он пробудил во мне интерес к предмету до такой степени, что моей целью стало поступление на исторический факультет. От его уроков остались тёплые чувства, трепет от складывающихся по ходу повествования образов тех или иных описываемых событий.

В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что учитель способен существенно повлиять на становление учащегося как личности.
Количество слов - 252

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Дмитрий! Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ, грамотны.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2024 работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
В анализе связи стоит написать, какова роль каждого примера.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Анализ связи по смыслу дублирует пояснения 1 и 2.

В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что учитель способен существенно повлиять на становление учащегося как личности.
Дублируете часть позиции автора.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

побуждает ещё больше изучать (что?)
пропущено слово

преподаватель способен вдохновлять учеников своим талантом к ведению предмета
Не ошибка – стилистически шероховатая фраза
Можно убрать слова «к ведению предмета» — канцелярская окраска фразы уйдёт.

ещё больше заинтересовывая (чем?)
пропущено слово

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Дмитрий, следует усилить работу над логикой: дублирования быть не должно. Перед написанием сочинения продумайте, что будете писать, в пояснениях, анализе связи и позиции автора. Вывод — это не повтор, а обобщение.
У Вас высокий шанс на экзамене написать сочинение на максимальный балл — продолжайте работать.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку