Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Способен ли человек изменить свою жизнь?

  • Текст: 1) В дни зимних вьюг, когда вся земля, в
    1) В дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле: дома, деревья — тряслось, выло, плакало, скука вливалась в мастерскую волною, тяжкой, как свинец, давила людей, умерщвляя в них всё живое.

    (2) Трезвый, Капендюхин неутомимо издевался над Ситановым, высмеивая его страсть к стихам и его несчастный роман, грязно, но безуспешно возбуждая ревность.

    (3)Ситанов слушал издёвки казака молча, безобидно, а иногда даже сам смеялся вместе с Капендюхиным.

    (4) Спали они рядом и по ночам долго шёпотом беседовали о чём-то.

    (5) Эти беседы не давали мне покоя: хотелось знать, о чём могут по-дружески говорить люди, так непохожие один на другого? (6)Но, когда я подходил к ним, казак ворчал:

    — Тебе чего надо?

    (7) А Ситанов точно не видел меня.

    (8) Но однажды они позвали меня, и казак спросил:

    — Максимыч, ежели бы ты был богат, что бы сделал?

    — (9)Книг купил бы.

    — (10)А ещё?

    — (11)Не знаю.

    — (12)Эх, — с досадой отвернулся от меня Капендюхин, а Ситанов спокойно сказал:

    — Видишь — никто не знает: ни старый, ни малый! (13)Я тебе говорю: и богатство само по себе — ни к чему! (14)Всё требует какого-нибудь приложения...

    (15)Я спросил:

    — О чём вы говорите?

    — (16)Спать неохота, вот и говорим, — ответил казак.

    (17) Позднее, прислушавшись к их беседам, я узнал, что они говорят по ночам о том же, о чём люди любят говорить и днём: о Боге, правде, счастье, о глупости и хитрости женщин, о жадности богатых и о том, что вся жизнь запутана, непонятна.

    (18) Я всегда слушал эти разговоры с жадностью, они меня волновали, мне нравилось, что почти все люди говорят одинаково: жизнь — плоха, надо жить лучше! (19) Но в то же время я видел, что желание жить лучше ни к чему не обязывает, ничего не изменяет в жизни мастерской, в отношениях мастеров друг ко другу.

    (20) Все эти речи, освещая предо мною жизнь, открывали за нею какую-то унылую пустоту, и в этой пустоте, точно соринки в воде пруда при ветре, бестолково и раздражённо плавают люди, те самые, которые говорят, что такая толкотня бессмысленна и обижает их.

    (21)Рассуждая много и охотно, всегда кого-нибудь судили, каялись, хвастались и, возбуждая злые ссоры из-за пустяков, крепко обижали друг друга. (22)Пытались догадаться о том, что будет с ними после смерти, а у порога мастерской, где стоял ушат для помоев, прогнила половица, из-под пола в эту сырую, гнилую, мокрую дыру несло холодом, запахом прокисшей земли, от этого мёрзли ноги; мы с Павлом затыкали эту дыру сеном и тряпками. (23)Часто говорили о том, что надо переменить половицу, а дыра становилась всё шире, во дни вьюг из неё садйло, как из трубы, люди простужались, кашляли. (24)Жестяной вертун форточки отвратительно визжал, его похабно ругали, а когда я его смазал маслом, Жихарёв, прислушавшись, сказал:

    — Не визжит форточка, и — стало скушней...

    (25)Приходя из бани, ложились в пыльные и грязные постели — грязь и скверные запахи вообще никого не возмущали. (26)Было множество дрянных мелочей, которые мешали жить, их можно было легко извести, но никто не делал этого.

    (27) Часто говорили:

    — Никто людей не жалеет, ни Бог, ни сами себя...

    (28) Но когда мы, я и Павел, вымыли изъеденного грязью и насекомыми, умирающего Давидова, нас подняли на смех, снимали с себя рубахи, предлагая нам обыскать их, называли банщиками и вообще издевались так, как будто мы сделали что-то позорное и очень смешное.


    (По М. Горькому*)
    * Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков; 1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург.
04.03.2024 11:35:34
Автор: Дмитрий Никитин

Способен ли человек изменить свою жизнь?

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, М. Горький пишет о том, как живут и трудятся люди в мастерской. Мастера много размышляли о жизни и задавались философскими вопросами, однако ничего не делали для решения реальных проблем и улучшения своей жизни: “у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” и люди простужались. Рассказчик решил хотя бы смазать форточку, чтобы та не скрипела. Читатель понимает, что нужно начинать с малого и тогда жизнь человека, пусть и понемногу, но начнёт меняться.

Далее автор пишет о том, как люди в мастерской, “приходя из бани, ложились в пыльные и грязные постели”. Грязь никого не возмущала. Было множество подобных мелочей, которые несложно исправить, но никто этого не делал. Становится понятно: если люди не способны решить небольшие проблемы, то и их жизнь в целом вряд ли измениться.

Примеры противопоставлены. Так, если не обращать внимания на жизненные условия и трудности, кажущимися незначительными, то и большего человек поменять не сможет.

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания на, казалось бы, незначительные мелочи и займётся их решением.

Я согласен с мнением М. Горького. Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия. Так, в произведении А.П. Чехова “Человек в футляре” главный герой не способен никак изменить свою жизнь в лучшую сторону. Создав жёсткие рамки поведения, он ничего себе не позволял, даже таких мелочей, как катание на велосипеде, считая это непристойным.

В заключение ещё раз подчеркну, что мелочи формируют жизнь людей в целом.
Количество слов - 259

Рецензент: Бэлла Щепина

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, но анализ засчитать не могу. Вы не развели примеры. Непонятно, что чему противопоставляется.

Было бы логичнее, если бы в первом примере вы написали про дыру и грязные постели, а во втором – про форточку и еще про другие вещи, которые делали рассказчик и Павел (затыкали дыру, мыли умирающего товарища). Тогда и примеры были бы более внятными, и анализ связи вы смогли бы лучше написать.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, однако не содержит обоснования тезиса.

Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия. Так, в произведении А.П. Чехова “Человек в футляре” главный герой не способен никак изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Главный герой рассказа «Человек в футляре» не может служить подтверждением вашего тезиса, поскольку он как раз ничего не изменяет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Примеры противопоставлены. Так, если не обращать внимания на жизненные условия и трудности, кажущимися незначительными, то и большего человек поменять не сможет.

В данном случае так – это вводное слово, синоним слова например. Но вы же не приводите тут никакого примера, а высказываете суждение.

Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия.

Голословное утверждение. Почему можно изменить весь образ жизни только так? Разве обязательно нужно начинать именно с незначительных на первый взгляд деталей? Есть немало людей, изменивших свой образ жизни по-другому, не с мелочей.

В заключение ещё раз подчеркну, что мелочи формируют жизнь людей в целом.

Неудачная концовка сочинения. Не стоит в последнем предложении поднимать новую тему, формулируя совершенно новый тезис.

K6 – Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Становится понятно: если люди не способны решить небольшие проблемы, то и их жизнь в целом вряд ли измениться.

Корректно: изменится

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

“у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” и люди простужались.

В исходном тексте отмеченные мною запятые были нужны для выделения придаточного предложения, а в вашем сочинении они лишние.

“у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” ЗПТ и люди простужались.

Запятая в ССП.

…и тогда жизнь человека, пусть и понемногу, но начнёт меняться.

Запятая ставится только перед второй частью составного союза, то есть перед пусть она не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

…как живут и трудятся люди в мастерской.

Далее все сказуемые стоят в прошедшем времени, только эти в настоящем. Нарушение временной соотнесённости глагольных форм. Балл не снимаю, но риск потери есть.

Так, если не обращать внимания на жизненные условия и трудности, кажущимися незначительными, то и большего человек поменять не сможет.

Трудности (какие?) кажущиеся.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Чтобы привлечь ВНИМАНИЕ читателя к поставленной проблеме…

Мы привлекаем не самого читателя, а его внимание.

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, М. Горький пишет о том, как живут и трудятся люди в мастерской. Мастера много размышляли о жизни…

Тавтология.

Мастера много размышляли о жизни и задавались философскими вопросами, однако ничего не делали для решения реальных проблем и улучшения своей жизни

Тавтология.

“у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” и люди простужались.

Речевое излишество. Либо «откуда», либо «из дыры».

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания...

Не считаю это ошибкой, но воспринимается такая конструкция тяжело, поскольку мы привыкли к фразе обращать внимание (без не). Гораздо лучше смотрелось бы слово игнорировать.

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания на, казалось бы, незначительные мелочи и займётся их решением.

Решением чего? Мелочей?

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания на, казалось бы, незначительные мелочи и займётся их решением.
Я согласен с мнением М. Горького. Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия.

Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации

Дмитрий, хочу дать вам совет. Пишите микровыводы в абзацах с комментарием и собственным мнением. Так вы сможете вовремя заметить, что пример расплывчатый или просто неподходящий.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку