Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему человек тоскует по родине?

  • Текст: Текст Шукшина В.М
    Текст Шукшина В.М
    СЛОВО О «МАЛОЙ РОДИНЕ»
    (1)Когда я подъезжаю на поезде к Бийску (от Новосибирска до Бийска поезд идёт ночь), когда начинаю слышать в темноте знакомое, родное, сельское подпевание в словах, я уже не могу заснуть, даже если еду в купе, волнуюсь, начинаю ворошить прожитую жизнь… (2)Поезд останавливается у каждого столба, собирает в ночи моих шумных, напористых земляков, вагон то и дело оглашается голосами. (3)Конечно, тут не решаются проблемы НТР*, но тут опять обнаруживается глубокое, давнее чувство справедливости, перед которым я немею. (4)Как-то ночью в купе вошла тётя-пассажирка, увидела, что здесь сравнительно свободно, а в бойкие месяцы едут даже в коридорах купейных вагонов, распахнула пошире двери и позвала ещё свою товарку: «Нюра, давай ко мне, я тут нашла местечко!»
    (5)На замечание, что здесь — купе, места, так сказать, дополнительно оплаченные, тётя искренне удивилась: «Да вы гляньте, чо в коридоре-то делается!» (6)Отметая в уме все «да» и «нет» в пользу решения вопроса таким способом, я прихожу к мысли, что это — справедливо. (7)Конечно, это несколько неудобно, но… но уж пусть лучше мы придём к мысли, что надо строить больше удобных вагонов, чем вести дело к иному: одни будут в коридоре, а другие — в загородочке, в купе. (8)Дело в том, что и в купе-то, когда так людно, ехать неловко, совестно. (9)А совесть у человека должна быть, пусть это и нелепо с точки зрения «правила передвижения пассажиров» — правила можно написать другие, была бы жива совесть. (10)Человек, начинённый всяческими «правилами», но лишённый совести, — пустой человек, если не хуже.
    (11)Родина… (12)Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на свою малую родину навсегда. (13)Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. (14)Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. (15)Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. (16)И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови.
    (17)Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. (18)Родина… (19)И почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? (20)Когда? (21)Ведь непохоже по жизни-то… (22)Отчего же? (23)Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. (24)Видно, так. (25)Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! (26)Будь счастлива! (27)Будешь ты, родина, счастлива, и я буду счастлив.
    * НТР — научно-техническая революция.
    (В. М. Шукшин*)
    * Василий Макарович Шукшин (1929–1974) — советский писатель, сценарист, кинорежиссёр, актёр.
29.02.2024 22:44:05
Автор: Ксения Купрюхина

Почему человек тоскует по родине? Именно эту проблему поднимает
В. М. Шукшин в тексте.
  Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик возвращался на родину, все мысли были заняты воспоминаниями о ней. Приближаясь к дому, он начал слышать «родное, сельское подпевание в словах». После этого герой не смог заснуть, потому что стал «ворошить прожитую жизнь». Этот аргумент доказывает, что человек может тосковать по родине из-за своих воспитаний, связанных с ней.
  Далее герой рассказывает, что «чудится» какая-то сила на родине, которая поможет обрести «утраченный напор в крови». Рассказчик скучает по родине, потому что там он чувствует себя лучше, чем в других местах.
  Приведенные примеры взаимосвязаны, потому что помогают понять причину, по которой человек тоскует по родной земле.
  Позиция В. М. Шукшина заключается в том, что родной воздух лечит душу, поэтому человек вспоминает родину с тоской.
  Я согласна с мнением автора. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой испытывал чувство тоски по родине, потому что его не по своей воле поместили в монастырь. Мцыри скучал по родной земле из-за воспоминаний о счастливом, хоть и недолгом, детстве.
  Таким образом, каждый человек тоскует вдали от родины, потому что с ней связаны теплые воспоминания, а ещё родной воздух «врачует душу».
Количество слов - 194

Рецензент: Наталья Боброва

БДЗдравствуйте, Ксения!

Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ. Работа грамотная с точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики, но над содержательной частью ещё нужно поработать.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 (приезд на родную землю, тёплые воспоминания о родине) в сочинении указан, но пояснён недостаточно полно, кроме того с речевыми недочётами:

Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик возвращался на родину, все мысли были заняты воспоминаниями о ней. Приближаясь к дому, он начал слышать «родное, сельское подпевание в словах». После этого герой не смог заснуть, потому что стал «ворошить прожитую жизнь». Этот аргумент доказывает, что человек может тосковать по родине из-за своих воспитаний, связанных с ней.
Не думаю, что слово "аргумент" здесь уместно как с точки зрения речи, так и логики. Лучше писать о том, что делает автор (автор подчёркивает/показывает/поясняет/акцентирует внимание и т.д.). В попытке пояснить пример не прозвучало ничего нового, по большому счёту вы повторили то, что уже было сказано (Рассказчик возвращался на родину, все мысли были заняты воспоминаниями о ней).

Пример 2 (малая родина как "врачующая сила") выглядит не совсем убедительно, потому что мысль неточно сформулирована, как будто что-то важное упущено.

Далее герой рассказывает, что «чудится» какая-то сила на родине, которая поможет обрести «утраченный напор в крови». Рассказчик скучает по родине, потому что там он чувствует себя лучше, чем в других местах.
Мне не кажется, что это хорошая идея -- пытаться "уложить" пример в два предложения. По моему глубокому убеждению, полноценный комментарий должен быть более развёрнутым.
Есть в приведённом примере важная мысль: рассказчик именно на родине "чувствует себя лучше". Для того чтобы пример "состоялся", можно было сделать акцент на том, о чём сказано в 12 предложении текста:
(12)Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на свою малую родину навсегда.
Приводится рассуждение о желании вернуться на малую родину навсегда.

Смысловая связь не указана, но есть попытка обнаружить причинно-следственную связь (помогает понять причину).
Приведенные примеры взаимосвязаны, потому что помогают понять причину, по которой человек тоскует по родной земле.
Мысль о том, что примеры взаимосвязаны, является аксиомой: всё в тексте связано, иначе это нельзя назвать текстом. Вид связи между примерами должен быть назван (противопоставление, причинно-следственная связь, аналогия, конкретизация, дополнение, сопоставление и т.д.). Кроме того, связь нужно проанализировать таким образом, чтобы понять, как именно связаны примеры-иллюстрации.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, но не содержит тезиса, поэтому обоснование тезиса (которого нет) не может быть засчитано. Требования таковы, что вы должны доказывать свой тезис, а не позицию автора. Какую мысль доказывает пример (образ Мцыри)? Ответ очевиден: никакую. Необходимо конкретизировать, с чем именно вы согласны, например, можно начать мысль так: Действительно, ... При этом вам нужно сделать так, чтобы обоснование не повторило позицию автора и/или анализ связи между примерами (в случае повторения мы рискуем баллами по критерию К5).

Я согласна с мнением автора. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой испытывал чувство тоски по родине, потому что его не по своей воле поместили в монастырь. Мцыри скучал по родной земле из-за воспоминаний о счастливом, хоть и недолгом, детстве.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Хочу обратить ваше внимание на такой нюанс.

Почему человек тоскует по родине? Именно эту проблему поднимает В. М. Шукшин в тексте.
 Повествование ведётся от первого лица.
На мой взгляд, здесь есть небольшое логическое несоответствие: в формулировке проблемы содержится слово "почему", которое предполагает обращение к каким-то причинно-следственным отношениям и вдруг первое предложение комментария начинается со слова "повествование". Подобный диссонанс ощущается в следующем фрагменте:
Далее герой рассказывает, что «чудится» какая-то сила на родине, которая поможет обрести «утраченный напор в крови». Рассказчик скучает по родине, потому что там он чувствует себя лучше, чем в других местах.
В данном случае речь всё-таки идёт о каких-то размышлениях.
Позиция В. М. Шукшина заключается в том, что родной воздух лечит душу, поэтому человек вспоминает родину с тоской.
Логическая ошибка. Внимательно прочитайте формулировку проблемы и позицию автора (они должны сочетаться как вопросно-ответное единство). По-моему, ответ прозвучал, но он не на 100% соотносится с вопросом. Получается, что причина тоски кроется в исцеляющей силе родины. Возможно, если бы вы сопроводили слово "тоска" каким-то уточняющим/оценочным эпитетом, эта мысль прозвучала бы понятней (светлой грустью, вспоминает с ностальгией и т.п.).
Я согласна с мнением автора. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой испытывал чувство тоски по родине, потому что его не по своей воле поместили в монастырь. Мцыри скучал по родной земле из-за воспоминаний о счастливом, хоть и недолгом, детстве.
То есть причина тоски в том, что его насильно поместили в монастырь, дальше развивается мысль о причинах скуки: тоска из-за воспоминаний о счастливом детстве. Предлог "из-за" имеет отрицательный смысл (по причине чего-нибудь, по вине кого-чего-нибудь). Получается, что воспоминания о родине -- это плохо (отрицательная модальность).

Таким образом, каждый человек тоскует вдали от родины, потому что с ней связаны теплые воспоминания, а ещё родной воздух «врачует душу».
Боюсь, что эту мысль невозможно доказать. Могут быть люди, которые не скучают... Лучше избегать таких категоричных высказываний. Да, идеальная ситуация, когда человек тоскует по родным краям, но люди, как известно, бывают разные. Если в предложении есть модальные слова "должен", "нужно", "нужен" и т.п., тогда такие высказывания можно рассматривать как нормативную позицию (так должно быть). Сравните:
Каждый человек должен любить свою родину.
Любому человеку необходима связь с родной землёй.
Такие высказывания не выглядят категорично.

K6 – Богатство речи + 1 балл

Есть тенденция к однообразию.

После этого герой не смог заснуть, потому что стал «ворошить прожитую жизнь».

Рассказчик скучает по родине, потому что там он чувствует себя лучше, чем в других местах.

Я согласна с мнением автора. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой испытывал чувство тоски по родине, потому что его не по своей воле поместили в монастырь.

Таким образом, каждый человек тоскует вдали от родины, потому что с ней связаны теплые воспоминания, а ещё родной воздух «врачует душу».

Возможно, так вы хотели акцентировать внимание на причинно-следственной связи между примерами, но союз "потому что" не является единственным, можно использовать другие: так как, поскольку, оттого что, из-за того что и другие.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Этот аргумент доказывает, что человек может тосковать по родине из-за своих воспитаний, связанных с ней.
На мой взгляд, неуместно употреблено слово "воспитание" во множественном числе. Баллы не снимаю.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Этот аргумент доказывает, что человек может тосковать по родине из-за своих воспитаний, связанных с ней.
Предполагаю, что вы хотели употребить другое слово - "воспоминаний".

Далее герой рассказывает, что «чудится» какая-то сила на родине, которая поможет обрести «утраченный напор в крови». Рассказчик скучает по родине, потому что там он чувствует себя лучше, чем в других местах.
Повторы.
Этот аргумент доказывает, что человек может тосковать по родине из-за своих воспитаний, связанных с ней.
Неточно подобранное слово.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, а для этого необходимо более детально проанализировать текст, постараться выбрать два удобных для анализа примера-иллюстрации с понятной связью. Сочинение должно быть самодостаточным, то есть понятным даже тому, кто не знаком с исходным текстом.

Обратите внимание на повторы. Советую проверять сочинение несколько раз (с точки зрения содержания и грамотности). Нужно отдать вам должное: вы пишете довольно грамотно (результат -- максимальный балл по критериям К7, К8 и К9). С содержанием нужно ещё поработать.

Приглашаю вас на бесплатные вебинары на сайте, которые проходят каждый понедельник. Посмотрите внимательно первый вебинар этого сезона (записи доступны), где Бессонова Татьяна Андреевна очень подробно анализирует критерии оценивания, приводит примеры из конкретных работ учеников (на основе Методических материалов для председателей и членов  предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым  ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года). Уверена: вы сможете почерпнуть много полезного, что позволит сделать ваши сочинения более совершенными.

Желаю вам успехов!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку