Пишите
раздельно:
- как раз,
- как будто,
- будто бы,
- как бы,
- всё равно,
- можно ли,
- вряд ли,
- едва ли,
- всё же,
- к тому же
В чём заключается смысл жизни?
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Привлекая внимание читателя к поставленной проблеме, И. А. Гончаров показывает диалог двух героев. Райский, один из них призывает: "Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!" Так автор указывает на то, что, по мнению героя, обществу нужны перемены, и они с Леонтием должны помочь осуществить их.
В противовес сказанному Гончаров приводит слова Леонтия: "... я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!" Становится очевидно: ему не интересны события, которые происходят в обществе, и он не собирается в них участвовать. Его и старая жизнь устраивает.
Писатель противопоставляет мнения двух героев. Они по-разному видят смысл своей жизни. Для Райского он заключается в борьбе, в действии, в развитии, в переменах, а для его собеседника - в пассивном существовании.
Позиция автора такова: смысл жизни заключается в том, что человек должен своими словами и делами улучшать окружающую и нравственную среду, не ориентируясь на старые идеалы. А жизнь для себя - это удел слабых людей.
Я согласен с мнением автора. Действительно, человек не должен сидеть сложа руки, его действия должны быть направлены на развитие своей страны. Например, сейчас в России существует очень много общественных организаций таких как: "Движение первых", "Народный фронт". В них входит большое количество детей и взрослых. А одна из их главных задач - улучшение жизни в нашем государстве.
В заключение хочу пожелать всем людям, не ориентироваться на прошлое и видеть свой смысл жизни в создании прогрессивного и развитого будущего.
Здравствуйте, Артём!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Для Райского он заключается в борьбе, в действии, в развитии, в переменах, а для его собеседника - в пассивном существовании. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Позиция автора такова: смысл жизни заключается в том, что человек должен своими словами и делами улучшать окружающую и нравственную среду, не ориентируясь на старые идеалы. А жизнь для себя - это удел слабых людей.Всё, что я выделила красным, не соответствует ПА. Это позиция Райского и Ваша, но не автора. |
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
В противовес сказанному Гончаров приводит слова Леонтия: "... я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!" Становится очевидно: ему не интересны события, которые происходят в обществе, и он не собирается в них участвовать. Его и старая жизнь устраивает. |
Леонтий Козлов предлагает каждому заняться тем, что делает хорошо.
В заключение хочу пожелать всем людям, не ориентироваться на прошлое и видеть свой смысл жизни в создании прогрессивного и развитого будущего. |
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл
Ошибки:
Райский, один из них ЗПТ призывает |
Так автор указывает на то, что, по мнению героя, обществу нужны перемены, и они с Леонтием должны помочь осуществить их. |
Например, сейчас в России существует очень много общественных организаций таких как: "Движение первых", "Народный фронт". |
В заключение хочу пожелать всем людям, не ориентироваться на прошлое и видеть свой смысл жизни в создании прогрессивного и развитого будущего. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Ошибки:
показывает диалог |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Следует усилить глубиной анализа текста.
Уходите от категоричности в суждениях: она приводит к логическим ошибкам и снижению общего впечатления от работы.
Удачи на ЕГЭ!