Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема истинного героизма

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


23.05.2023 18:40:39
Автор: Лилия Орлова

Какие качества на войне должен проявлять истинный герой? Именно этот вопрос находится в центре внимания В. Катаева в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает про "лучшего наводчика фронта" -  Ковалёва. Он обладал "высочайшей степенью искусства", а "в стрельбе прямой наводкой" ему не было соперников. Данный пример показывает, что человек на войне обязан быть смышлённым и талантливым.

Далее Валентин Петрович отмечает, что Ковалёв спокойно выкатывал "пушку на открытую позиции и под градом пуль <... > с необыкновенной быстротой бил картечью <... > - по немецким танкам". В данных действиях наводчик проявлял "беззаветное мужество". Таким образом, Катаев повествует о храбрости и стойкости солдата.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что бойцы на фронте обязаны быть не только талантливыми, но и храбрыми, потому что только так возможно одалеть врага.

Авторская позиция ясна: автор считает, что истинный герой на войне должен проявлять такие качества как смышлённость, стойкость и мужественность.

Я согласна с мнением В. Катаева и тоже считаю, что солдаты в бою не должны быть трусами, ведь именно от их действий и зависит итог битвы. Для подтверждения своей точки зрения приведу пример из жизни. Когда я была маленькая, мой прадедушка часто рассказывал мне историю о том, как его близкий друг во время Сталинградской битвы пожертвовал своей жизнью и лёг на гранату, тем самым он спас целую роту солдат. В ином случае, погибли бы все его товарищи.

В заключение хочется отметить, что работа над данным сочинением дала мне возможность задуматься о важности подвига солдат в Великой Отечественной войне.
Количество слов - 242

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Лилия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

На мой взгляд, комментарий выглядит не очень убедительно, не отличается глубиной и полнотой. Примеры и пояснения к ним я, конечно, засчитаю, но искренне советую писать более подробно, полноценно поясняя каждый пример.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована формально.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что бойцы на фронте обязаны быть не только талантливыми, но и храбрыми, потому что только так возможно одалеть врага.
Если выбираем дополнение как вид связи между примерами, писать нужно убедительнее, доказывая свою точку зрения.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор рассказывает про "лучшего наводчика фронта" -  Ковалёва. Он обладал "высочайшей степенью искусства", а "в стрельбе прямой наводкой" ему не было соперников. Данный пример показывает, что человек на войне обязан быть смышлённым и талантливым.
По моему мнению, вы недостаточно полно показали, в чём проявляется талант.
Авторская позиция ясна: автор считает, что истинный герой на войне должен проявлять такие качества как смышлённость, стойкость и мужественность.

Я согласна с мнением В. Катаева и тоже считаю, что солдаты в бою не должны быть трусами, ведь именно от их действий и зависит итог битвы.
В согласии вы несколько сужаете понятие "истинный герой". В позиции автора истинный герой представлен шире, чем в вашей позиции.  И трус может быть смышлёным.
В заключение хочется отметить, что работа над данным сочинением дала мне возможность задуматься о важности подвига солдат в Великой Отечественной войне.
В заключении вы "переходите" на другой аспект проблемы (расширяете проблему). Ключевое понятие проблемы, которую вы обозначили, - это качества истинного героя.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10.

Данный пример показывает, что человек на войне обязан быть смышлённым и талантливым.

В данных действиях наводчик проявлял "беззаветное мужество". Таким образом, Катаев повествует о храбрости и стойкости солдата.

В заключение хочется отметить, что работа над данным сочинением дала мне возможность задуматься о важности подвига солдат в Великой Отечественной войне.

Тенденция к однообразию.
Без слова "данным" вы легко могли бы обойтись. Не увлекайтесь им: это делает речь однообразной и канцелярской.
Таким образом, Катаев повествует о храбрости и стойкости солдата.
Неудачное слово для пояснения.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Данный пример показывает, что человек на войне обязан быть смышлённым и талантливым.
Правильно: смышлёный.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что бойцы на фронте обязаны быть не только талантливыми, но и храбрыми, потому что только так возможно одалеть врага.
Правильно: одОлеть.
Авторская позиция ясна: автор считает, что истинный герой на войне должен проявлять такие качества как смышлённость, стойкость и мужественность.
Правильно: смышлёность.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Далее Валентин Петрович отмечает, что Ковалёв спокойно выкатывал "пушку на открытую позиции и под градом пуль <... > с необыкновенной быстротой бил картечью <... > - по немецким танкам".
Неудачное цитирование. Совет: лучше использовать фрагментарное цитирование. В данном случае тире использовано неуместно. В тексте тире употреблено в неполном предложении: (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (Вместо глагола-сказуемого "бил" стоит тире).
Авторская позиция ясна: автор считает, что истинный герой на войне должен проявлять такие качества ЗПТ как смышлённость, стойкость и мужественность.
Нет запятой перед КАК. Обороты с союзом «как» выделяются запятыми, если в основной части предложения имеется указательное слово «такой».
В ином случае, погибли бы все его товарищи.
В ином случае не является вводной конструкцией.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор рассказывает про "лучшего наводчика фронта" -  Ковалёва. Он обладал "высочайшей степенью искусства", а "в стрельбе прямой наводкой" ему не было соперников.
Нарушение лексической сочетаемости. Обычно говорят: ему не было равных, у него не было соперников. В тексте так: "(27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой".
Авторская позиция ясна: автор считает, что истинный герой на войне должен проявлять такие качества как смышлённость, стойкость и мужественность.
Повтор.
Авторская позиция ясна: автор считает, что истинный герой на войне должен проявлять такие качества как смышлённость, стойкость и мужественность.
На мой взгляд, в данном случае лучше подойдёт слово "мужество". Мужественность — часть характера, мужество проявляется в действиях, поступках. Мужественность формируется из других отдельных качеств: смелости, уверенности, настойчивости, целеустремленности и т.д. В то время как мужество можно определить в конкретной ситуации.
Я согласна с мнением В. Катаева и тоже считаю, что солдаты в бою не должны быть трусами, ведь именно от их действий и зависит итог битвы.
Слово битва относится к высокому стилю. Сочетание "Сталинградская битва" общепринятое.
Я согласна с мнением В. Катаева и тоже считаю, что солдаты в бою не должны быть трусами, ведь именно от их действий и зависит итог битвы. Для подтверждения своей точки зрения приведу пример из жизни. Когда я была маленькая, мой прадедушка часто рассказывал мне историю о том, как его близкий друг во время Сталинградской битвы пожертвовал своей жизнью и лёг на гранату, тем самым он спас целую роту солдат.
Повтор.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над глубиной комментария, точностью выражения мысли, орфографией, пунктуацией (обратите внимание на цитирование).  

Желаю, чтобы на ЕГЭ вы набрали как можно больше баллов!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку