Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Роль книги в жизни человека
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор представляет спор Райского и Козлова. Райский верит в человечество, имеет активную жизненную позицию. Поэтому он считает, что книги – это пережиток прошлого, они совсем не интересны: «Книги? Разве это жизнь? Старые книги сделали свое дело». Этот пример несет на себе существенную смысловую нагрузку, поскольку показывает, какое может быть отношение к литературе. Райский глубоко убежден, что жизнь, представленная в произведениях, «там и кончилась». Книги не представляют никакой ценности для него.
Абсолютно противоположное мнение имеет Леонтий Козлов. Он убежден, что литература уже содержит необходимые шаблоны для жизни. «Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам», - так считает герой. Данная иллюстрация показалась мне особенно значимой, так как она показывает важность литературы в жизни Леонтия.
Эти примеры противопоставлены друг другу. Они обеспечивают смысловую цельность текста и позволяют понять, насколько ценны книги для разных людей.
Автор считает, что литературные произведения необходимы в любое время. Они хранят мудрость, накопленную веками, в них можно найти ответы на многие вопросы.
Я согласна с позицией автора. Действительно, роль книги огромна. Они содержат важные жизненные уроки, в них копится опыт предыдущих поколений.
Здравствуйте, Юлия! Вы создали очень хорошую работу, грамотную, самостоятельную. Ваша речь прекрасно развита.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
ти примеры противопоставлены друг другу. Они обеспечивают смысловую цельность текста и позволяют понять, насколько ценны книги для разных людей. |
Рекомендация
Этот пример несет на себе существенную смысловую нагрузку, поскольку показывает, какое может быть отношение к литературе. Данная иллюстрация показалась мне особенно значимой, так как она показывает важность литературы в жизни Леонтия. Они обеспечивают смысловую цельность текста и позволяют понять, насколько ценны книги для разных людей. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.
Согласие Я согласна с позицией автора. Тезис Действительно, роль книги огромна. Продолжение тезиса Они содержат важные жизненные уроки, в них копится опыт предыдущих поколений. |
Ошибки:
Райский глубоко убежден, что жизнь, представленная в произведениях, «там и кончилась». Книги не представляют никакой ценности для него. |
Эти примеры противопоставлены друг другу. Они обеспечивают смысловую цельность текста и позволяют понять, насколько ценны книги для разных людей. |
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Этот пример несет на себе существенную смысловую нагрузку, поскольку показывает, какое может быть отношение к литературе. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Ошибки:
Именно над этой проблемой нам предлагает задуматься русский писатель А. И. Гончаров. |
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор представляет спор Райского и Козлова. Райский верит в человечество, имеет активную жизненную позицию. |
Данная иллюстрация показалась мне особенно значимой, так как она показывает важность литературы в жизни Леонтия. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации
Обратите внимание на обоснование собственной позиции. То, что Вы им сочли, — продолжение тезиса.
хорошо сделать микровывод в конце собственной позиции — вернуться к проблеме.
Рекомендую написать вывод в финале текста. Так Ваша работа станет структурированнее.
Удачи на ЕГЭ!