Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема творчества

  • Текст: Е. М. Богат. О творчестве
    (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир.
    (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
    (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества.
    (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно.
    (12)«Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось».
    (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость.
    (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает.
    — (34)Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. — (35)Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью. (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель.
    — (47)Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь?
    (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни. (50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

14.05.2023 02:27:49
Автор: Вера Портнова

Каждого ли человека можно назвать творческим? Именно над этим вопросом задумывается Евгений Михайлович Богат, в предложенном для анализа тексте.

  Рассуждая над вопросом, автор приводит в пример мнение философов, что творческие люди — это «избранные люди, одаренные божьей искрой» и «радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями». Но Е. Богат считает это мнение ошибочное. Так как по мнению большинства только люди искусства считаются творческими.

  Автор не согласен с этим мнением и убежден, что «и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад», «и учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым воздухе» могут считать себя творческими личностями. Таким образом, любого человека можно назвать творческим.

  Примеры противопоставлены друг другу, анализируя их, мы понимаем, что необязательно быть избранным, чтобы считать человека творческим.

  Автор, считает, что создание произведения искусства ровно, как и выполнение рутинных дел показывает в людях творческую натуру.

  Я согласен с позицией Е.М.Богата, тоже считаю, что любого человека можно назвать творческим. Например, каждый день я творю свою жизнь также, как и миллиарды людей на планете являются творцами, а значит и творческими людьми.

   Подводя итог, хочется сказать, что творческие люди могут проявлять себя во всех сферах жизни, даже в самых обычных и бытовых вещах.
Количество слов - 206

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснение содержит повтор примера своими словами. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая над вопросом, автор приводит в пример мнение философов, что творческие люди — это «избранные люди, одаренные божьей искрой» и «радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями». Но Е. Богат считает это мнение ошибочное. Так как по мнению большинства только люди искусства считаются творческими.

  Автор не согласен с этим мнением и убежден, что «и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад», «и учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым воздухе» могут считать себя творческими личностями. Таким образом, любого человека можно назвать творческим.
Перенести выделенное предложение во второй пример.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Рекомендации

Примеры противопоставлены друг другу, анализируя их, мы понимаем, что необязательно быть избранным, чтобы считать человека творческим.
Предложение перегружено — его надо разделить на части.

Я согласен с позицией Е.М.Богата, тоже считаю, что любого человека можно назвать творческим. Например, каждый день я творю свою жизнь также, как и миллиарды людей на планете являются творцами, а значит и творческими людьми.
После согласия с автором лучше поставить точку: Вы создаёте громоздкие предложения. Трудно воспринимать смысл написанного.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

каждый день я творю свою жизнь также, как и миллиарды людей на планете являются творцами
Раздельно так, как и... + частица же

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балла

Ошибки:

Именно над этим вопросом задумывается Евгений Михайлович Богат, в предложенном для анализа тексте.
Лишняя ЗПТ
Так как по мнению большинства только люди искусства считаются творческими.
Вводная конструкция выделяется запятыми.
Автор не согласен с этим мнением и убежден, что «и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад», «и учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым воздухе» ЗПТ могут считать себя творческими личностями.
Граница придаточной части — нужна запятая.
Автор, считает, что создание произведения искусства ровно, как и выполнение рутинных дел ЗПТ показывает в людях творческую натуру.
Пропущена запятая на границе простых предложений.
Например, каждый день я творю свою жизнь также, как и миллиарды людей на планете являются творцами, а значит и творческими людьми.
Запятая после вводного слова нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм – 0 баллов

Ошибки:

мнение философов, что творческие люди
мнение (о чём?) о том, что...
Но Е. Богат считает это мнение ошибочное. Так как по мнению большинства только люди искусства считаются творческими.
Неоправданная парцелляция: это одно предложение.
каждый день я творю свою жизнь также, как и миллиарды людей на планете являются творцами
я творю, как и являются — нарушение построения предложения с однородными членами.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Например, каждый день я творю свою жизнь также, как и миллиарды людей на планете являются творцами, а значит и творческими людьми.
Тавтология
Подводя итог, хочется сказать, что творческие люди могут проявлять себя во всех сферах жизни, даже в самых обычных и бытовых вещах.
Люди могу проявлять себя в вещах — как это?

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Следует усилить работу над комментарием, обратить внимание на пунктуацию.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку