Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему важно радоваться мелочам?

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
02.05.2023 11:30:21
Автор: Вера Крошина

Почему важно радоваться мелочам? Именно над этой проблемой задумывается Ф.А.Вигдорова.
В поисках ответа на поставленный вопрос автор рассказывает о своем герое в юности. С самого детства мать учила Андрея видеть красоту в мелочах: в тишине, в запахах, в сумерках, в только что выпавшем снеге – и искренне радоваться этому. Теперь, с наступлением весны, его окружали теплые чувства о матери и малой родине, которые ассоциировались с этим временем года.  
Продолжая размышлять над поставленной проблемой, автор упоминает о ярком воспоминании Андрея, которое возникало у него при виде обычной чашки с молоком и возвращало героя в беззаботную пору детства, где обстановка в доме наполняла его душу ощущением покоя. Обычные бытовые мелочи мать Андрея превращала в сказку для сына, благодаря которой мальчик сохранил воспоминания о детстве на много лет.
Приведенные мною примеры дополняют друг друга, они показывают, какую важную роль играют, казалось бы, «неважные» вещи: делают счастливыми тогда и на долгие годы вперед. Герою повезло научиться обращать внимание на такие детали.  
Автор считает, что те мелочи, которые, зачастую, люди не замечают, оказываются очень важными: теплыми и трепетными воспоминаниями в будущем.
Мне близка позиция писательницы. Я тоже считаю, что важно радоваться любым деталям в повседневной жизни, ведь они могут остаться чем-то значимым в нашей памяти. Мне до сих пор помнится случай, как я с папой гуляла в парке с наступлением весны. Мы рассматривали пробившиеся из под снега первоцветы и ели только что приготовленные в пекарне булочки. Несмотря на то, что мне было около пяти лет, эта повседневная прогулка осталась приятным воспоминанием до сих пор и вряд ли забудется когда-нибудь мною.
В заключение хочется сказать, что не каждому человеку свойственно замечать мелочи, но каждый должен научиться этому, ведь теплоту в душе, вызванную воспоминаниями, основанными на мелочах, обязан почувствовать любой человек.
Количество слов - 288

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 4 балла

Пример 1 (стремление матери показать Андрею красоту в мелочах) в сочинении указан, но не пояснен. Вместо пояснения представлен сжатый пересказ текста:

В поисках ответа на поставленный вопрос автор рассказывает о своем герое в юности. С самого детства мать учила Андрея видеть красоту в мелочах: в тишине, в запахах, в сумерках, в только что выпавшем снеге – и искренне радоваться этому. Теперь, с наступлением весны, его окружали теплые чувства о матери и малой родине, которые ассоциировались с этим временем года.  
Красным цветом выделены слова, которые являются опорой на текст, а не комментарием примера.

Пример 2 (воспоминания, возникавшие у Андрея при виде чашки с молоком) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

С самого детства мать учила Андрея видеть красоту в мелочах: в тишине, в запахах, в сумерках, в только что выпавшем снеге – и искренне радоваться этому. Теперь, с наступлением весны, его окружали теплые чувства о матери и малой родине, которые ассоциировались с этим временем года.

В этом фрагменте наблюдается логическое противоречие. В тексте сказано, что запахи земли, травы и ветра напоминали герою о весне его юности, а первый снег, похожий на изморось, -- это воспоминание о разговоре с матерью, который произошел поздней осенью. В своем примере вы объединили эти фрагменты текста, и получилось, что первый снег ассоциируется у героя с весной, что нелогично.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Автор считает, что те мелочи, которые, зачастую, люди не замечают, оказываются очень важными: теплыми и трепетными воспоминаниями в будущем.
Это не вводное слово, запятыми не выделяется.
Для постановки двоеточия нет оснований: это не позиция после обобщающего слова, это не граница грамматических основ в бессоюзном сложном предложении. Согласно правилам пунктуации, вместо двоеточия требуется запятая -- важными, теплыми и трепетными воспоминаниями.
Несмотря на то, что мне было около пяти лет, эта повседневная прогулка осталась приятным воспоминанием до сих пор и вряд ли забудется когда-нибудь мною.
Запятая лишняя (эта ошибка не учитывается при подсчете баллов).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Теперь, с наступлением весны, его окружали теплые чувства о матери и малой родине, которые ассоциировались с этим временем года.  
Нарушение норм управления. Слово "чувство" не может присоединять существительное с предлогом О, потому что это слово требует беспредложного управления: чувство страха (не чувство О страхе), чувство прекрасного и т.п.
Приведенные мною примеры дополняют друг друга, они показывают, какую важную роль играют, казалось бы, «неважные» вещи: делают счастливыми тогда и на долгие годы вперед.
Неверно выбранная форма глагола в настоящем времени. Наречие "тогда" указывает на то, что действие происходило в прошлом, поэтому глагол в настоящем времени грамматически неуместен.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В поисках ответа на поставленный вопрос автор рассказывает о своем герое в юности.
Непонятно, что имеется в виду. У автора в юности был герой? О каком герое идет речь? Неудачный подбор и порядок слов привели к искажению смысла высказывания. Более корректно эту мысль можно выразить так: В поисках ответа на поставленный вопрос автор рассказывает о юноше по имени Андрей. В детстве он...
Теперь, с наступлением весны, его окружали теплые чувства о матери и малой родине, которые ассоциировались с этим временем года.  
Разве могут чувства окружать кого-то? Речевая несочетаемость. Правильно: его наполняли теплые чувства, вызванные воспоминаниями о матери и малой родине.
Продолжая размышлять над поставленной проблемой, автор упоминает о ярком воспоминании Андрея, которое возникало у него при виде обычной чашки с молоком и возвращало героя в беззаботную пору детства, где обстановка в доме наполняла его душу ощущением покоя.
Тавтология: слишком близко друг к другу стоят однокоренные слова.
Автор считает, что те мелочи, которые, зачастую, люди не замечают, оказываются очень важными: теплыми и трепетными воспоминаниями в будущем.
Слова не сочетаются друг с другом по смыслу, поскольку относятся к разным временным пластам. Чтобы не возникло такой ошибки, слово "в будущем" следовало поставить перед глаголом: те мелочи... в будущем станут теплыми и трепетными воспоминаниями.
Несмотря на то, что мне было около пяти лет, эта повседневная прогулка осталась приятным воспоминанием до сих пор и вряд ли забудется когда-нибудь мною.
Слово "повседневный" имеет значение "регулярно повторяющийся", а вы описываете только один эпизод, одну конкретную прогулку. Либо нужно писать, что такие прогулки были частыми, и тогда можно использовать "повседневные прогулки", либо вместо слова "повседневная" использовать синоним "обычная".
В заключение хочется сказать, что не каждому человеку свойственно замечать мелочи, но каждый должен научиться этому, ведь теплоту в душе, вызванную воспоминаниями, основанными на мелочах, обязан почувствовать любой человек.
Вряд ли корректно говорить о том, что чувствовать теплоту в душе -- обязанность каждого человека. Слово "обязан" употреблено вами неуместно. Вместо него лучше выбрать более точное по смыслу слово -- может почувствовать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над пояснениями примеров и речевым оформлением сочинения. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку