Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема веры в себя

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
20.04.2023 08:29:22
Автор: Вера Крошина

Почему важно верить в себя до последнего? Именно над этой проблемой задумывается М.А.Шолохов.
В поисках ответа на поставленный вопрос автор подробно описывает душевные переживания своего героя Николая: неудачи в бою подталкивают его на негативные мысли, он сравнивает произошедшую ситуацию с катастрофой и совсем не знает, что делать дальше. Боевой дух при таком настрое вовсе покинул Николая, неизвестность очень пугает его.
Продолжая размышлять над поставленной проблемой, Шолохов приводит в пример и другие рассуждения на счет сложившейся ситуации. Лопахин – полная противоположность Николаю, следовательно, его мысли в корне отличаются от мыслей сослуживца. Может показаться, что Лопахину просто безразлично все вокруг, но это не так. На самом деле он бодр духом и настроен на позитивный лад. Он признается: «…потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно!». Он готов на совершение подвигов и даже не думает унывать.
Приведенные мною примеры противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, основанные на одной и той же ситуации: неуверенность в своих силах и противоположный этому позитивный настрой.
Автор считает, что наличие боевого духа, уверенность в своих силах -  наиболее выигрышная позиция, следуя которой можно прийти к успеху.  
Я согласна с мнением автора. В моей жизни был случай, в котором именно вера в себя сыграла решающую роль. Приехав на соревнования по легкой атлетике, я увидела своих соперников. В тот момент мне показалось, что у меня нет шансов против них, но я взяла себя в руки и решила бороться за победу до последнего. Благодаря наличию боевого духа и уверенности в себе я попала в тройку призеров. Вера в себя привела меня к успеху.
В заключение хочется сказать, что каждый человек должен идти к победе несмотря на преграды, встретившиеся на его пути. Но важно помнить, что многое решает именно расположение духа.
Количество слов - 288

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Приведенные мною примеры противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, основанные на одной и той же ситуации: неуверенность в своих силах и противоположный этому позитивный настрой.
Вера, я засчитаю анализ связи, но хочу обратить Ваше внимание, что он не неполный. Нужно ответить на вопрос: с какой целью автор показывает противоположные точки зрения на одну ситуацию?

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет, обоснование тезиса есть.  

Я согласна с мнением автора. Тезис? В моей жизни был случай
Какую мысль Вы доказываете?

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

на счет сложившейся ситуации
Производный предлог насчёт пишется слитно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Он признается: «…потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно!».
Точка лишняя

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен идти к победе ЗПТ несмотря на преграды, встретившиеся на его пути.
Оборот с несмотря на обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов

Ошибки:

В поисках ответа на поставленный вопрос автор подробно описывает душевные переживания своего героя Николая: неудачи в бою подталкивают его на негативные мысли, он сравнивает произошедшую ситуацию с катастрофой и совсем не знает, что делать дальше.
Его — автора или Николая? Неверное употребление личных местоимений рождает двусмысленность.
В поисках ответа на поставленный вопрос автор подробно описывает душевные переживания своего героя Николая: неудачи в бою подталкивают его на негативные мысли, он сравнивает произошедшую ситуацию с катастрофой и совсем не знает, что делать дальше. Боевой дух при таком настрое вовсе покинул Николая, неизвестность очень пугает его.
Повтор
Лопахин – полная противоположность Николаю, следовательно, его мысли в корне отличаются от мыслей сослуживца.
Его — кого из них? Неверное употребление личных местоимений рождает двусмысленность.
На самом деле он бодр духом и настроен на позитивный лад. Он признается: «…потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно!». Он готов на совершение подвигов и даже не думает унывать.
Повтор
у меня нет шансов против них
Пропуск слов
Нет шансов выиграть у них, нет победить в игре против них.
Рекомендация
На самом деле он бодр духом и настроен на позитивный лад.
Замените выделенное слово синонимом: уйдёт стилистическая шероховатость.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Вера, Вы создали удачное сочинение, логичное, вполне грамотное. Ваша речь развита, структуру работы знаете. Обратите внимание на досадную потерю баллов по К4 (обоснование сделали отлично, завершили абзац микровыводом — всё так, как требуется, выполнили), по К8 (знаки препинания при прямой речи и оборот с несмотря на) и по критериям «Речь» (повторы, неверное употребление личных местоимений). Поработайте с этим. Пусть на экзамене у Вас всё получится идеально.  
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку