Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема познания мира

  • Текст: М. Горький. О познании мира
    (1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
    (4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
    (10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
    — (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
    (15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    (20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
    — (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
    (30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
    (34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
    (По М. Горькому*)
    * Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.

21.03.2023 00:17:59
Автор: Мария Антонова

Как можно познать мир? Именно этот вопрос находится в центре внимания А. М. Горького.

Размышляя над этой проблемой, автор приводит в качестве примера размышления Николая Захаровича, странного студента, к которому многие относились с неприязнью: “Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности”. Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления. Далее автор также обращает внимание на думы Николая Захаровича, которые он произносит во время разговора с рассказчиком: “Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. А ты и в это не верь! Ищи сам...” Так М. Горький убеждает нас в том, что не стоит опираться на то, что мы видим, это порой бывает ошибочно. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что в познании мира приоритет нужно отдавать своим мыслям, а не чужим убеждениям и доводам.  

Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому.

Я согласна с мнением А. М. Горького и думаю, что лишь бесконечный поиск ответа на вопрос, постоянное развитие себя, опора на свои раздумья приведут к ответу, а в дальнейшем и к познанию мира. Для аргументации собственной позиции приведу пример из читательского опыта. Так, в научно-фантастическом рассказе Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", автор повествует нам историю тридцатитрехлетнего Чарли Гордона – умственно отсталого человека. При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться. Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным. И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком, он без проблем начинает учиться. Но в ходе рассказа Чарли начинает пренебрегать открытиями ученых, желая постичь истину самостоятельно, и у него это выходит. Он написал много научных статей, сделал несколько открытий в сфере науки, и все это благодаря желанию постичь истину самому. На данном примере мы видим, что человек способен познать что-то новое, опираясь не только на уже открытые знания, но и на свои личные идеи.  

В заключение хотелось бы сделать вывод, что познание мира- сложный путь, который человек должен пройти самостоятельно.
Количество слов - 398

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Мария!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 4 балла

Пример 1 (суждение Николая Захаровича о свободе мысли от чужого мнения) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (суждение Николая Захаровича о том, что не нужно верить даже тому, что видишь) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но НЕ проанализирована: вместо анализа связи, предполагающего объединение двух примеров, представлен микровывод к первому примеру.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Вам не удалось "притянуть" содержание произведения к проблеме познания мира. Вы неверно трактовали суть романа Д. Киза: главный герой не хотел познать истину, он просто не хотел отличаться от обычных людей. Такой пример не может быть засчитан.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому.

Я согласна с мнением А. М. Горького и думаю, что лишь бесконечный поиск ответа на вопрос, постоянное развитие себя, опора на свои раздумья приведут к ответу, а в дальнейшем и к познанию мира.
Почти дословное дублирование позиции автора вместо собственного тезиса -- логическая ошибка.
Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления.
Это связочная частица, но непонятно, с чем она связывает ваше предложение. Ранее не была высказана мысль о том, что кто-то считает  иначе.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки:

Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления. Далее автор также обращает внимание на думы Николая Захаровича, которые он произносит во время разговора с рассказчиком: “Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. А ты и в это не верь! Ищи сам...” Так М. Горький убеждает нас в том, что не стоит опираться на то, что мы видим, это порой бывает ошибочно.
Однообразие речевых конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления.
Лишняя запятая: союз И соединяет однородные части сказуемого.
Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому.
Лишняя запятая: союз И соединяет однородные части сказуемого.
Так, в научно-фантастическом рассказе Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", автор повествует нам историю тридцатитрехлетнего Чарли Гордона
Лишняя запятая.
И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком
Это вводное словосочетание в данном случае.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Так, в научно-фантастическом рассказе Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", автор повествует нам историю тридцатитрехлетнего Чарли Гордона
Слово "повествует" не предполагает сочетания с местоимением в Д.п.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над этой проблемой, автор приводит в качестве примера размышления Николая Захаровича, странного студента
Тавтология.
Далее автор также обращает внимание на думы Николая Захаровича, которые он произносит во время разговора с рассказчиком
Лишний союз "также". "Произносить думы" -- лексическая несочетаемость.
Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому.
Слово "пребывать" оказалось не связанным с главным словом "нужно" (из-за инверсии), поэтому не хватает слова перед "пребывать".
Я согласна с мнением А. М. Горького и думаю, что лишь бесконечный поиск ответа на вопрос, постоянное развитие себя, опора на свои раздумья приведут к ответу, а в дальнейшем и к познанию мира.
Непонятно, о каком (одном?) вопросе и о каком ответе идет речь. Слово "ответ" повторяется дважды.
При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться.
Непонятно, на что указывает местоимение "это".
Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным. И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком, он без проблем начинает учиться.
Повторы.
И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком, он без проблем начинает учиться.
Разговорное выражение.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи и над речевым оформлением сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку