Запомни!
Проблема познания мира
-
Текст: М. Горький. О познании мира(1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
(4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
(10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
— (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
(15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
— (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
(20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
— (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
(30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
— (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
(34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
(По М. Горькому*)
* Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.
Размышляя над этой проблемой, автор приводит в качестве примера размышления Николая Захаровича, странного студента, к которому многие относились с неприязнью: “Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности”. Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления. Далее автор также обращает внимание на думы Николая Захаровича, которые он произносит во время разговора с рассказчиком: “Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. А ты и в это не верь! Ищи сам...” Так М. Горький убеждает нас в том, что не стоит опираться на то, что мы видим, это порой бывает ошибочно. Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что в познании мира приоритет нужно отдавать своим мыслям, а не чужим убеждениям и доводам.
Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому.
Я согласна с мнением А. М. Горького и думаю, что лишь бесконечный поиск ответа на вопрос, постоянное развитие себя, опора на свои раздумья приведут к ответу, а в дальнейшем и к познанию мира. Для аргументации собственной позиции приведу пример из читательского опыта. Так, в научно-фантастическом рассказе Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", автор повествует нам историю тридцатитрехлетнего Чарли Гордона – умственно отсталого человека. При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться. Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным. И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком, он без проблем начинает учиться. Но в ходе рассказа Чарли начинает пренебрегать открытиями ученых, желая постичь истину самостоятельно, и у него это выходит. Он написал много научных статей, сделал несколько открытий в сфере науки, и все это благодаря желанию постичь истину самому. На данном примере мы видим, что человек способен познать что-то новое, опираясь не только на уже открытые знания, но и на свои личные идеи.
В заключение хотелось бы сделать вывод, что познание мира- сложный путь, который человек должен пройти самостоятельно.
Здравствуйте, Мария!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 – Комментарий: + 4 балла
Пример 1 (суждение Николая Захаровича о свободе мысли от чужого мнения) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (суждение Николая Захаровича о том, что не нужно верить даже тому, что видишь) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но НЕ проанализирована: вместо анализа связи, предполагающего объединение двух примеров, представлен микровывод к первому примеру.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Вам не удалось "притянуть" содержание произведения к проблеме познания мира. Вы неверно трактовали суть романа Д. Киза: главный герой не хотел познать истину, он просто не хотел отличаться от обычных людей. Такой пример не может быть засчитан.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому. Я согласна с мнением А. М. Горького и думаю, что лишь бесконечный поиск ответа на вопрос, постоянное развитие себя, опора на свои раздумья приведут к ответу, а в дальнейшем и к познанию мира. |
Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления. |
K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Ошибки:
Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления. Далее автор также обращает внимание на думы Николая Захаровича, которые он произносит во время разговора с рассказчиком: “Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. А ты и в это не верь! Ищи сам...” Так М. Горький убеждает нас в том, что не стоит опираться на то, что мы видим, это порой бывает ошибочно. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
Ошибки: нет
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
Так М. Горький убеждает нас в том, как же все-таки важно обладать свободой мысли, постоянно узнавать что-то новое, и в волнующих вопросах опираться лишь на свои размышления. |
Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому. |
Так, в научно-фантастическом рассказе Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", автор повествует нам историю тридцатитрехлетнего Чарли Гордона |
И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Так, в научно-фантастическом рассказе Дэниела Киза "Цветы для Элджернона", автор повествует нам историю тридцатитрехлетнего Чарли Гордона |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Размышляя над этой проблемой, автор приводит в качестве примера размышления Николая Захаровича, странного студента |
Далее автор также обращает внимание на думы Николая Захаровича, которые он произносит во время разговора с рассказчиком |
Автор считает, что познать мир можно с помощью следующих идей: жить нужно своим умом, беспрерывно развивая себя, пребывать в бесконечном поиске ответов на волнующие вопросы, и приходить к ответам самому. |
Я согласна с мнением А. М. Горького и думаю, что лишь бесконечный поиск ответа на вопрос, постоянное развитие себя, опора на свои раздумья приведут к ответу, а в дальнейшем и к познанию мира. |
При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться. |
Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным. И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком, он без проблем начинает учиться. |
И эксперимент на первый взгляд удается, Чарли удается стать “нормальным” человеком, он без проблем начинает учиться. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Ошибки: нет
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи и над речевым оформлением сочинения.