Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема воспитания детей

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
19.03.2023 18:53:30
Автор: Варвара Эшенбрейнер

     Многие задумываются о том, какое должно быть воспитание детей. Именно такую проблему поднимает Ф.А. Вигдорова в предложенном для анализа тексте.
     Для каждого человека одно из важных мест в жизни занимает мать. Герою текста мать показывала то, что нельзя увидеть с первого раза: "берёзовые листья как золотые пятаки на снегу" и "кленовые - как будто след птичьей лапки". Мать будто призывает мальчика видеть всё иначе, развивать воображение. И ему это нравилось, ему хотелось проводить с ней больше времени, при этом помогая.
     После того как Андрей узнал историю капитана Скотта, мальчик стал разыгрывать выдуманную сценку встречи с капитаном. Мать, недолго думая, решила подыграть ему. Герою стало приятно и весело, что ему решили подыграть, и что мама ответила так быстро. Мама всегда поддерживала сына и никогда не говорила, что Андрею это "рано знать" или "ты этого не поймёшь".
     Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают образ матери, которая по-настоящему любит и воспитывает ребёнка. Эти моменты у Андрея остались навсегда, и, вспоминая проведённые дни с матерью, он чувствовал ощущение покоя.
     Автор выражает свою позицию через мысли героя, говоря о том, какие приятные воспоминания вызывал дом, в котором жили герои. "Звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно", - писательница показывает насколько большое значение имеет роль матери в жизни. Автор считает, что нужно проявлять свою заботу и внимание, чтобы ребёнок смог в будущем найти опору в семье и справиться со всеми трудностями.
     Я согласна с мнением автора. Ребёнок вырастет хорошим человеком, если его достойно воспитали и проявили заботу. Впоследствии, как воспитают тебя, так воспитаешь ты своих детей. Нужно почаще придумывать что-то необычное, чтобы заинтересовать ребёнка и заставить его что-то сделать, и тогда можно добиться от него больших успехов. А если его часто ругать, то он может вырасти замкнутым и необщительным человеком. Все семьи разные, и все судьбы детей складываются по разному.
Количество слов - 309

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Варвара! Ваше сочинение оценено следующим образом:

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен, однако все ваше пояснение заключается в подчеркнутой фразе:
Мама всегда поддерживала сына и никогда не говорила, что Андрею это "рано знать" или "ты этого не поймёшь".
При написании следующего сочинения старайтесь меньше пересказывать и больше делать какие-то выводы из прочитанного, иначе пояснения к примерам могут не засчитать.

Связь между примерами указана, но не проанализирована:
   
Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают образ матери, которая по-настоящему любит и
воспитывает ребёнка.
А что чем дополняется? Чтобы в следующий раз никто не задавался таким вопросом, пишите пояснение. Можно так, к примеру: "Эти примеры показывают, что мать не только стремится проводить время с сыном, но и старается говорить с ним на одном языке".

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Авторская позиция указана верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора высказано и обосновано.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Многие задумываются о том, какое должно быть воспитание детей. Именно такую проблему поднимает Ф.А. Вигдорова в предложенном для анализа тексте.
     Для каждого человека одно из важных мест в жизни занимает мать…
Неудачная композиция: абстрактное рассуждение – обращение к тексту – абстрактное рассуждение. Плохая связь между вступлением и следующим абзацем: идет дублирование вступления.

После того как Андрей узнал историю капитана Скотта, мальчик стал разыгрывать выдуманную сценку встречи с капитаном.
Имя героя нужно называть с самого начала, иначе непонятно, кто такой Андрей.

Все семьи разные, и все судьбы детей складываются по разному.
Зачем это? Как это предложение связано с проблематикой сочинения? К тому же это слишком очевидное утверждение, не требующее доказательства, не говоря уже о том, что по смыслу это предложение не связано с предыдущим рассуждением.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Все семьи разные, и все судьбы детей складываются по разному
Наречие «по-разному» пишется через дефис.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Герою стало приятно и весело, что ему решили подыграть, и что мама ответила так быстро.

Лишняя запятая между однородными придаточными.

"Звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно", - писательница показывает [ЗПТ] насколько большое значение имеет роль матери в жизни.

Пропущена запятая, разделяющая части сложного предложения.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Для каждого человека одно из важных мест в жизни занимает мать.
 Правильнее: у каждого. Лучше так: важное место в жизни каждого человека занимает мать.
Кстати, будьте аккуратнее со словом "каждый": это местоимение придает утверждениям категорический характер, что не всегда уместно. Вдобавок далеко не все суждения такого рода возможно доказать, поэтому, злоупотребляя этим словом, вы рискуете потерять баллы за критерий К5.
Мать будто призывает мальчика видеть всё иначе, развивать воображение. И ему это нравилось
Нарушена видо-временная соотнесенность глагольных форм. Чтобы этого избежать, не смешивайте формы настоящего и прошедшего времени.

Герою стало приятно и весело, [ОТТОГО] что ему решили подыграть, и что мама ответила так быстро.
Неправильное построение СПП с придаточными причины: не хватает союза с соответствующим значением.

Мама всегда поддерживала сына и никогда не говорила, что Андрею это "рано знать" или "ты этого не поймёшь".
Ошибка в построении предложения с косвенной речью: если Андрей - это ОН, следовало написать, что ОН этого не поймет.
Эти моменты у Андрея остались навсегда, и, вспоминая проведённые дни с матерью, он чувствовал ощущение покоя.
Ошибка в употреблении ПО. Правильно: проведенные с матерью дни.

Впоследствии, как воспитают тебя, так воспитаешь ты своих детей.
Неправильное построение сложного предложения: слово "впоследствии" относится к последующей основе (воспитаешь когда? впоследствии), следовательно, оно не должно находиться в начале предложения.

В вашей работе есть также несколько грамматических недочетов, которые не влияют на оценивание, но тем не менее заслуживают того, чтобы обратить на них внимание:

Многие задумываются о том, какое [КАКИМ] должно быть воспитание детей.
Лучше употреблять форму тв. п. (о том, какИМ…).
Герою текста мать показывала то, что [ЧЕГО] нельзя увидеть с первого раза.

Лучше использовать форму р. п.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Они показывают образ матери, которая по-настоящему любит и воспитывает ребёнка. Эти моменты у Андрея остались навсегда, и, вспоминая проведённые дни с матерью, он чувствовал ощущение покоя.
О каких именно моментах идет речь? Некорректное употребление местоимения ЭТИ.

Автор выражает свою позицию через мысли героя, говоря о том, какие приятные воспоминания  вызывал [У КОГО?] дом, в котором жили герои.
Необоснованный пропуск слова плюс неудачное употребление клише. Плюс тавтология.
Мать, недолго думая, решила подыграть ему. Герою стало приятно и весело, что ему решили подыграть...
Тавтология.

"Звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно", - писательница показывает насколько большое значение имеет роль матери в жизни.
Слово «роль» лишнее,  у вас здесь присутствует контаминация двух фразеологизмов (играть роль и иметь значение). Правильно: насколько большое значение имеет мать…

И ему это нравилось, ему хотелось проводить с ней больше времени, при этом помогая [КОМУ? С ЧЕМ?]
Не хватает дополнения, речевая недостаточность.

Эти моменты у Андрея остались навсегда [ГДЕ? В ПАМЯТИ?], и, вспоминая проведённые дни с матерью, он чувствовал ощущение покоя.
Плеоназм и лексическая несочетаемость.

Автор считает, что нужно проявлять свою заботу и внимание…
Лексическая избыточность: и так понятно, что забота и внимание будут свои, а не чужие.

"Звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно", - [ЭТИМИ СЛОВАМИ] писательница показывает насколько большое значение имеет роль матери в жизни.
Нет связки между двумя частями предложения.

Впоследствии, как воспитают тебя, так воспитаешь ты своих детей.
Ничем не обоснованная инверсия, тавтология плюс немотивированное использование формы 2 л.

Нужно почаще придумывать что-то необычное, чтобы заинтересовать ребёнка и заставить его что-то сделать, и тогда можно добиться от него больших успехов. А если его часто ругать, то он может вырасти замкнутым и необщительным человеком.
Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Варвара, видно, что вы неплохо знаете структуру сочинения, но вам все равно есть куда стремиться. Настоятельно рекомендую: 1) больше анализировать приведенные примеры и четко отделять пример от объяснения; 2) не писать пустых фраз только для того, чтобы соблюсти структуру; 3) не писать сложными предложениями; 4) уделить достаточно внимания заданиям 8 -  может быть, это поможет вам замечать грамматические ошибки в собственных текстах.

Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку