Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как формируется мировоззрение человека?

  • Текст: М. Горький. О познании мира
    (1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
    (4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
    (10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
    — (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
    (15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    (20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
    — (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
    (30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
    (34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
    (По М. Горькому*)
    * Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.

04.03.2023 15:11:12
Автор: Егор Борозденков

Как формируется мировоззрение человека? Именно над этим вопросом размышляет Горький в представленном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор обращает внимание читателей на ответную реакцию общества на старания героя разобраться в этом мире:"Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь ерундой". Этот пример показывает, что люди, вместо того чтобы искать истину и получать новые знания, предпочитают претворяться, что им уже давно все известно и понятно.

Продолжая свои размышления, Максим Горький подробно описывает рассуждения Николая Захаровича:"Есть люди, которые считают идеализм и материализм равноценными рассуждениями разума. Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая".Это пример показывает, что понимание мира- очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть.

Оба эти примера дополняют друг друга. Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях.

Позиция автора ясна. Максим Горький убежден, что человеку нужно "жить своим умом", искать свою личную точку зрения.

Я согласен с мнением автора. Действительно, каждый человек индивидуален, и воспринимает одни и те же явления совсем иначе, нежели их оценил бы другой. Разницу в мировоззрениях людей описал Антуан-де-сент-Экзюпери в произведении "Маленький принц".

Хочется верить, что читатели задумаются над поставленной автором проблемой и, отбросив страхи и сомнения, будут искать свое в этом мире.
Количество слов - 217

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Егор! Видно, что вы неплохо знаете структуру сочинения, но вы приложили недостаточно усилий, для того чтобы понять выбранный вами текст, и это заставило меня снизить вам баллы сразу по нескольким критериям. Впрочем, обо всем по порядку:

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Первый пример указан и пояснен.

Второй пример указан, но пояснен неверно.
Максим Горький подробно описывает рассуждения Николая Захаровича:"Есть люди, которые считают идеализм и материализм равноценными рассуждениями разума. Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая". Это пример показывает, что понимание мира - очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть
Данное вами пояснение никак не помогает раскрыть смысл цитаты из текста Горького.

Анализа связи нет, вместо нее продублирован микровывод из второго примера:
Оба эти примера дополняют друг друга. Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Авторская позиция сформулирована верно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Я согласен с мнением автора. Действительно, каждый человек индивидуален, и воспринимает одни и те же явления совсем иначе, нежели их оценил бы другой. Разницу в мировоззрениях людей описал
Антуан-де-сент-Экзюпери в произведении "Маленький принц".
Излагая свою позицию, вы приводите недоказуемый тезис о том, что у КАЖДОГО человека какое-то свое видение мира. Не советую быть таким категоричным, иначе рискуете потерять баллы еще и по логике. Вдобавок вы не привели конкретный пример разных точек зрения из "Маленького принца": у кого были разные точки зрения? По какому вопросу?

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Размышляя над поставленным вопросом, автор обращает внимание читателей на ответную реакцию общества на старания героя разобраться в этом мире:"Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь ерундой".  
Какого героя? Их там несколько. К тому же у вас слово «герой» чередуется с именем автора. Определитесь, с каким текстом вы работаете: с художественным или публицистическим.

Продолжая свои размышления, Максим Горький подробно описывает рассуждения Николая Захаровича…
Кто это? Не хватает пояснения. Ваш текст должен быть написан так, чтобы проверяющему не нужно было искать недостающую информацию в тексте Горького.

Как формируется мировоззрение человека?

Максим Горький убежден, что человеку нужно "жить своим умом", искать свою личную точку зрения.

В позиции автора нет ответа на поставленный вопрос.

К6 -  Точность и выразительность речи + 1 балл

Нет максимума по К10. Поводом снять балл также послужили однообразные конструкции ("размышлять над вопросом", "пример доказывает"), которые вы многократно употребляете в своем тексте.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Этот пример показывает, что люди, вместо того чтобы искать истину и получать новые знания, предпочитают претворяться, что им уже давно все известно и понятно.

Правильное написание - прИтворяться.
Плюс недочет: имя автора "Маленького принца" пишется так - Антуан де Сент-Экзюпери. Это не влияет на оценивание, но все же.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Действительно, каждый человек индивидуален, и воспринимает одни и те же явления совсем иначе, нежели их оценил бы другой.
Если единичный союз И соединяет однородные члены, то запятая не ставится.

Это пример показывает, что понимание мира- очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть.

«Мало кому» — это сочетание, равное по значению одному слову («мало кому» — «немногим»), поэтому эти два слова не разделяются запятыми. Перед И запятая также не нужна, потому что придаточные, соединяемые этим союзом, однородные.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Грамматических ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Размышляя над поставленным вопросом, автор обращает внимание читателей на ответную реакцию общества на старания героя разобраться в этом мире:"Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь ерундой".

Нагромождение и повторение союзов затрудняет понимание текста. Вместо канцелярских конструкций с существительными используйте придаточные: Автор обращает внимание на то, что общество высмеивало попытки героя разобраться в чем-либо.
Недочет: употребленное вами клише (подчеркнуто) уместно далеко не всегда, поэтому прежде чем им воспользоваться, подумайте, почему вы выбираете именно его.
Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях.
Здесь более уместна форма мн. числа: как правило, при формировании мировоззрения у человека возникает много проблем, а не одна.
Это пример показывает, что понимание мира- очень неоднозначный и сложный процесс, и мало, кому удается в нем преуспеть.
Местоимение соотносится сразу с тремя существительными: понимание, мир, процесс. Будьте аккуратнее с употреблением местоимений, они не должны отсылать к нескольким словам одновременно.
Они показывают, что любой человек испытывает затруднение в том, чтобы разобраться в этом мире и его явлениях.
Лексическая несочетаемость: более уместно было бы написать, что трудно разобраться в том, как устроен этот мир.
Хочется верить, что читатели задумаются над поставленной автором проблемой и, отбросив страхи и сомнения, будут искать свое [ЧТО?] в этом мире.
Необоснованный пропуск слова. В целом понятно, что вы хотели сказать, но все же какое-то дополнение нужно. Плюс «искать своё» — это неуместная метафоризация, которая не несет никакого смысла.

Позиция автора ясна. Максим Горький убежден, что человеку нужно "жить своим умом", искать свою личную точку зрения [НА ЧТО?].
Лексическая несочетаемость: точку зрения мы формируем. Плюс речевая недостаточность: по какому вопросу вы формируете точку зрения, так и остается непонятным.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибок нет.

Егор, хорошо, что вы решились написать сочинение по такому непростому тексту, но вам явно есть над чем работать. Общие рекомендации:
1) Если вы работаете с художественным текстом, прежде чем использовать цитату персонажа в авторской позиции, ответьте на вопрос: действительно ли этот герой транслирует авторскую точку зрения? Если вы в этом не уверены, то лучше к подобным приемам не прибегать.
2) Если вы сами себе не можете объяснить смысл той или иной цитаты, по возможности не включайте ее в комментарий, иначе рискуете поплатиться баллами за критерии К2 и К5.
3) Пишите проще, не используйте конструкции с одинаковыми предлогами и большим количеством существительных.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку