Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как должен жить человек?

  • Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь
    — (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
    — (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
    — (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
    — (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
    — (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
    — (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
    (27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
    — (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
    — (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
    — (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
    — (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
    — (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
    — (45)Как же это сделать?
    — (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
    — (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
    — (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
    — (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
    — (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
    — (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
    (По И. А. Гончарову*)
    * Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.

26.02.2023 20:51:30
Автор: Владислава Фогель

Как должен жить человек? Именно эту проблему И. А. Гончаров поднимает в тексте.

Автор предлагает нам, читателям, изучить две стороны, идеи, которые разделяются между героями. Один из них является сторонником более консервативных идей. Он считает, что жить нужно «про себя и для себя». Леонтий Козлов убеждён в том, что в книгах есть всё то, что необходимо обществу, а чего нет, того и не нужно для жизни. «Все образцы даны», стоит лишь правильно использовать их. Сам же Козлов гордится тем, что смог подготовить несколько поколений, используя главный, по его мнению, лозунг о героях книг: «Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай…». Мы понимаем, что без прогресса будет практически невозможно подготовить студентов ни к хорошей учебе, ни к удачной жизни. Устоявшихся устоев мало для хорошей подготовки общества.

Совершенно иначе на жизненные ценности смотрит Райский, который полностью отвергает идеи Леонтия Козлова. Райский убеждён, что «старые книги сделали своё дело», а люди уже давным-давно рвутся вперёд. Он считает, что пришло время очеловечивать себя и всё находившееся вокруг, и говорит о себе так: «Я буду рисовать эту жизнь, отражаясь, как в зеркале…». Именно это даёт нам понять, что прогресс необходим. Без него общество не начнёт идти вперёд и будет придерживаться старых жизненных ценностей.

Как мы видим, приведённые примеры противопоставляются. И. А. Гончаров представляет нам, читателям, две стороны, каждая из которых придерживается своих определенных ценностей. Как Козлов, так и Райский думают о том, что именно их идея является верной и разумной.

Позиция автора ясна. И. А. Гончаров, как по мне, не придерживается ни той, ни другой идеи. Автор считает, что каждое поколение должно жить своими идеалами, но при этом не забывать опыт людей из прошлых эпох.
Я согласна с позицией автора, она близка и мне. Действительно, каждое поколение должно выстраивать свою жизненную дорогу, но при этом учитывать советы и ошибки предшествующих  людей. Я считаю, что мы не зря изучаем на уроках русскую классическую литературу, которая помогает нам узнать и не совершать ошибки прошлых поколений.

В заключение хочется сказать, что каждый выбирает свой путь. Но я считаю, что жить нужно так, чтоб мир вокруг тебя становился лучше. Именно тогда можно будет сказать, что ты прожил не зря.

Количество слов - 354

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Владислава!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

Размышления + рекомендация

Без него общество не начнёт идти вперёд и будет придерживаться старых жизненных ценностей.
А разве это не может быть вместе?
Совершенно иначе на жизненные ценности смотрит Райский, который полностью отвергает идеи Леонтия Козлова. Не согласна с Вами: Райский окончил университет — почему Вы считаете, что он против книг? Категоричность в суждениях приводит к логическим ошибкам.
Тем более дальше Вы высказываете действительно верную мысль: автор за всех.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Автор предлагает нам, читателям, изучить две стороны, идеи, которые разделяются между героями.
Лишняя ЗПТ

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Леонтий Козлов убеждён в том, что в книгах есть всё то, что необходимо обществу, а чего нет, того и не нужно для жизни.
есть всё, что нужно — указательное слово лишнее

лозунг о героях книг
лозунг (кого?) героев

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов

Ошибки:

Автор предлагает нам, читателям, изучить две стороны, идеи, которые разделяются между героями.
идеи, которые разделяют героев
Сам же Козлов гордится тем, что смог подготовить несколько поколений (куда?)
подготовить к поступлению в университет
Рекомендация
Удалите слова сам же: они лишние

Устоявшихся устоев мало для хорошей подготовки общества.
Тавтология Устоявшихся устоев
хорошей подготовки общества — что это значит? Что Вы имели в виду?
Именно это даёт нам понять, что прогресс необходим
Это что? На что именно в предыдущем предложении указывает личное местоимение?
И. А. Гончаров, как по мне
Нарушение стиля
предшествующих  людей
Лексическая несочетаемость
помогает нам узнать (что?)
Пропущено слово

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации

Следует усилить работу над речью.
Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку