Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема значения книги в человеческом прогрессе
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
"Книги сделали своё дело; люди рвутся вперёд", - так высказывается один из героев произведения. Другими словами, по его мнению, роль литературы в развитии общества не велика, ведь прогресс не имеет ничего общего с устаревшими образцами жизни, понятиями и порядками.
Леонтий же утверждает, что в книгах уже "вся программа о жизни... все образцы" прописаны, там "все живые", поэтому надо учить жизнь литературных героев, учить и избегать их ошибки, подражать их добродетелям. Таким образом, в будущем уже не будет ничего нового, что уже не было описано литераторами, поэтому чтение помогает познать мир и способствует истинному развитию человека.
Два примера противопоставлены автором и демонстрируют, что для кого-то книги - это архаика, ценная, но устаревшая, а для кого-то это главный источник знаний, необходимых для прогресса.
Позиция автора не так очевидна, ведь мнения обоих героев имеют право на существование. Однако можно предположить, что он считает, что книги всё же очень важны для человеческой эволюции и движения вперёд.
Я согласна с автором и думаю, что литературные произведения - кладези никогда не устаревающих знаний. Так считают и многие другие писатели. Например, в романе "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери описывается мир, в котором все книги уничтожаются. Из-за этого люди духовно деградируют, глупеют, они не способны критически мыслить, это демонстрирует, что без чтения развитие человека невозможно.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что литература бесценна для человеческого прогресса, хоть и не все с этим согласны. Она воспитывает, обучает, помогает понять, как устроен мир и как его можно изменить.
Здравствуйте, Таисия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ-2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
так высказывается один из героев произведения. |
Назовите героя — Вам будет удобнее анализировать текст.
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована не до конца.
Два примера противопоставлены автором и демонстрируют, что для кого-то книги - это архаика, ценная, но устаревшая, а для кого-то это главный источник знаний, необходимых для прогресса. |
Оно показывает единство противоположных мнений. Комментарий должен подводить к ПА.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
Леонтий же утверждает |
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
Рекомендация
Из-за этого люди духовно деградируют, глупеют, они не способны критически мыслить, это демонстрирует, что без чтения развитие человека невозможно. |
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
поэтому надо учить жизнь литературных героев, учить и избегать их ошибки, подражать их добродетелям. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла.
литературные произведения - кладези никогда не устаревающих знаний |
Используйте слово в ед.ч.
КЛАДЕЗЬ, -я; м. 1. Трад.-поэт. Колодец. * И кладезь под пальмою видит он вдруг (Пушкин). 2. Высок. Источник, сокровищница чего-л. Эта коллекция - к. для историка искусства. К. премудрости (о том, кто обладает большими знаниями, мудростью; о том, что содержит обширные и ценные сведения).
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла.
Ошибки:
Леонтий же утверждает, что в книгах уже "вся программа о жизни... все образцы" прописаны, там "все живые", поэтому надо учить жизнь литературных героев, учить и избегать их ошибки, подражать их добродетелям. |
поэтому надо учить жизнь литературных героев, учить и избегать их ошибки, подражать их добродетелям. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Таисия, Вы создали отличную работу. Обратите внимание на шероховатости (в рецензии я указываю на них). Отсутствие кавычек выношу в К8, чтобы сохранить Вам баллы по К6 и К10.
Оттачивайте умения и настраивайтесь на максимальный балл!
Удачи на ЕГЭ!