Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Влияние отдыха на человека

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
20.02.2023 18:00:28
Автор: Максим Лобутев

Как гласит одна всем знакомая цитата "Труд сделал из обезьяны человека." Но почему-то про отдых никто и не вспомнил. Как отдых влияет на жизнь человека? Именно этим вопросом задался Б. Л. Васильев
Автор рассказывает о своём детстве, как он и его семья "жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике" Все члены семьи работали на огороде "потому что речь шла о хлебе насущном", так как от их работы завит, проживут они следующий день или нет. После тяжёлого дня все члены семьи отдыхали по разному кто-то латал, штопал или перешивал одежду, кто-то сапожничает, никто не сидел без дела для них это был "обычный вечерний отдых." Тем самым можно сказать, что отдыха, в принятой нынешнему поколению форме, не было, так как их труд, давал им средства к существованию, полениться для них хоть день равносильно смерти.
Так же, Васильев подмечает, что отдых нынешний, колоссально отличался от давнишнего. "И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным" Можно сказать, что у людей и не было времени отдыхать, ни то что наши современники "никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину." Тем самым, можно сказать, что отдых для старшего поколения был чем-то промежуточным, мимолётным, ни то что для современников, которые проводят вечера не за книжкой, а за просмотром многосерийных  фильмом в компании зомбоящика.
Позиция автора ясна, он считает что отдых должен быть полезным, вместо простого просмотра телевизора, лучше прочитать книгу или сходить на прогулку.
Я полностью согласен с мнением автора, действительно, отдых, в современном понимании приравнивается к безделию, но если попробовать вместо бесполезного лежания не диване и тыкания по кнопкам пройтись по парку или прочесть давно запланированную книгу, то поймешь, что такой отдых намного лучше.
Примером моих слов может служить произведение И. А. Гончарова "Обломов" Главный герой, большую часть свой жизни провёл лёжа на диване, но после того как к нему приезжает Штольц, он наконец-то выбирается из своей мягкой простели на приятную прогулку со своим другом.
В заключение хочу сказать, что отдых не всегда может подразумеваться в классическом понимании, вы можете отдыхать слушая музыку, занимаясь спортом, рисуя и так далее, но желательно, что бы этот отдых приносил не только удовольствие но и пользу.
Количество слов - 392

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но есть логическое несоответствие между проблемой и позицией автора (за это снят балл по К5).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, нет тезиса, значит, пример,  который вы приводите ничего не обосновывает.

Примером моих слов может служить произведение И. А. Гончарова "Обломов" Главный герой, большую часть свой жизни провёл лёжа на диване, но после того как к нему приезжает Штольц, он наконец-то выбирается из своей мягкой простели на приятную прогулку со своим другом.
Поверхностное знание романа Ивана Александровича Гончарова.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Как гласит одна всем знакомая цитата "Труд сделал из обезьяны человека." Но почему-то про отдых никто и не вспомнил.
На мой взгляд, неудачное начало сочинения.
Как отдых влияет на жизнь человека? Именно этим вопросом задался Б. Л. Васильев

Позиция автора ясна, он считает что отдых должен быть полезным, вместо простого просмотра телевизора, лучше прочитать книгу или сходить на прогулку.
Нарушена логика: проблема и позиция автора не являются вопросно-ответным единством.

Примером моих слов может служить произведение И. А. Гончарова "Обломов"
Нелогичная мысль. Что значит " примером моих слов"?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Все члены семьи работали на огороде "потому что речь шла о хлебе насущном", так как от их работы завит, проживут они следующий день или нет.
Опечатка. Правильно: зависит.
После тяжёлого дня все члены семьи отдыхали по разному кто-то латал, штопал или перешивал одежду, кто-то сапожничает, никто не сидел без дела для них это был "обычный вечерний отдых."
Правильно: по-разному (наречие).
Можно сказать, что у людей и не было времени отдыхать, ни то что наши современники "никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину."
Союз "не то что".
Первое слово цитаты следовало писать с заглавной буквы, либо нужно перед цитатой поставить многоточие.
Тем самым, можно сказать, что отдых для старшего поколения был чем-то промежуточным, мимолётным, ни то что для современников, которые проводят вечера не за книжкой, а за просмотром многосерийных  фильмом в компании зомбоящика.
Союз "не то что".
Я полностью согласен с мнением автора, действительно, отдых, в современном понимании приравнивается к безделию, но если попробовать вместо бесполезного лежания не диване и тыкания по кнопкам пройтись по парку или прочесть давно запланированную книгу, то поймешь, что такой отдых намного лучше.
Правильно: безделье.

Так же, Васильев подмечает, что отдых нынешний, колоссально отличался от давнишнего.
Также в данном случае союз, поэтому пишется слитно.
Я полностью согласен с мнением автора, действительно, отдых, в современном понимании приравнивается к безделию, но если попробовать вместо бесполезного лежания не диване и тыкания по кнопкам пройтись по парку или прочесть давно запланированную книгу, то поймешь, что такой отдых намного лучше.
Опечатка. Правильно: на (предлог).
Главный герой, большую часть свой жизни провёл лёжа на диване, но после того как к нему приезжает Штольц, он наконец-то выбирается из своей мягкой простели на приятную прогулку со своим другом.
Опечатка. Правильно: (из) постели.
В заключение хочу сказать, что отдых не всегда может подразумеваться в классическом понимании, вы можете отдыхать слушая музыку, занимаясь спортом, рисуя и так далее, но желательно, что бы этот отдых приносил не только удовольствие но и пользу.
Союз "чтобы" пишется слитно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Автор рассказывает о своём детстве, как он и его семья "жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике"
Нет знака завершения. На балл не влияет.

Все члены семьи работали на огороде ЗПТ  "потому что речь шла о хлебе насущном", так как от их работы завит, проживут они следующий день или нет.
Нет запятой перед придаточной частью СПП.
После тяжёлого дня все члены семьи отдыхали по разному ДВОЕТОЧИЕ кто-то латал, штопал или перешивал одежду, кто-то сапожничает, никто не сидел без дела ЗПТ для них это был "обычный вечерний отдых."

Необходимо поставить двоеточие (пояснение, как именно отдыхали).
Пропущена запятая. (Сложное предложение).
Можно сказать, что у людей и не было времени отдыхать, ни то что наши современники ДВОЕТОЧИЕ "никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину."
Необходимо поставить двоеточие перед цитатой.

Тем самым можно сказать, что отдыха, в принятой нынешнему поколению форме, не было, так как их труд, давал им средства к существованию, полениться для них хоть день ТИРЕ равносильно смерти.
Лишняя запятая. Нет оснований для постановки запятой. Грамматическая основа - труд давал. Нельзя разделять подлежащее и сказуемое.
Полениться (пропуск сказуемого) равносильно смерти (неполное предложение).
Так же, Васильев подмечает, что отдых нынешний, колоссально отличался от давнишнего.
Также не является вводной конструкцией, поэтому  запятая не нужна.
Лишняя запятая.
Можно сказать, что у людей и не было времени отдыхать, ни то что наши современники " ЗПТ никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину."
Сложное предложение.
Тем самым, можно сказать, что отдых для старшего поколения был чем-то промежуточным, мимолётным, ни то что для современников, которые проводят вечера не за книжкой, а за просмотром многосерийных  фильмом в компании зомбоящика.
Тем самым не является вводной конструкцией.
Позиция автора ясна, он считает что отдых должен быть полезным, вместо простого просмотра телевизора, лучше прочитать книгу или сходить на прогулку.
Лишняя запятая.
Я полностью согласен с мнением автора, действительно, отдых, в современном понимании приравнивается к безделию, но если попробовать вместо бесполезного лежания не диване и тыкания по кнопкам пройтись по парку или прочесть давно запланированную книгу, то поймешь, что такой отдых намного лучше.
Запятая не нужна.
Главный герой, большую часть свой жизни провёл лёжа на диване, но после того как к нему приезжает Штольц, он наконец-то выбирается из своей мягкой простели на приятную прогулку со своим другом.
Лишняя запятая.
В заключение хочу сказать, что отдых не всегда может подразумеваться в классическом понимании, вы можете отдыхать слушая музыку, занимаясь спортом, рисуя и так далее, но желательно, что бы этот отдых приносил не только удовольствие ЗПТ но и пользу.
Отсутствует запятая перед второй частью составного союза "не только..., но..."

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Как гласит одна всем знакомая цитата "Труд сделал из обезьяны человека."
На мой взгляд, предложение построено неверно. Я сейчас не говорю об уместности этой мысли, но если вам так хотелось её использовать, то можно было сделать по-другому.

Труд сделал из обезьяны человека - эта  мысль всем хорошо известна.

Всем хорошо известна мысль: "Труд сделал из обезьяны человека" и т.д.

После тяжёлого дня все члены семьи отдыхали по разному кто-то латал, штопал или перешивал одежду, кто-то сапожничает, никто не сидел без дела ЗПТ для них это был "обычный вечерний отдых."
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
Тем самым можно сказать, что отдыха, в принятой нынешнему поколению форме, не было, так как их труд, давал им средства к существованию, полениться для них хоть день равносильно смерти.
Нарушено управление/согласование. В принятой нынешнИМ поколением форме.
Их? Чей труд? Труд поколения?

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Так же, Васильев подмечает, что отдых нынешний, колоссально отличался от давнишнего.
Что такое нынешний отдых? Неудачное сочетание.
Тем самым, можно сказать, что отдых для старшего поколения был чем-то промежуточным, мимолётным, ни то что для современников, которые проводят вечера не за книжкой, а за просмотром многосерийных  фильмом в компании зомбоящика.
Я полностью согласен с мнением автора, действительно, отдых, в современном понимании приравнивается к безделию, но если попробовать вместо бесполезного лежания не диване и тыкания по кнопкам пройтись по парку или прочесть давно запланированную книгу, то поймешь, что такой отдых намного лучше.
Стилистически неуместные выражения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над грамотностью, смысловой цельностью, связностью и логикой развития мысли, речью. Не советую писать такие объёмные предложения (многие предложения в вашем сочинении было трудно понять, приходилось "пробираться через дебри", не уверена, что у меня это везде получилось, иногда я так в "дебрях" и оставалась). Пишите чётко и конкретно -- не плетите "кружево".

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку