Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема героизма

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


20.02.2023 01:02:10
Автор: Юлия Кунина

Какого человека можно назвать настоящим героем? Ответ на этот вопрос ищет В.П. Катаев в предложенном для анализа тексте.

Раскрывая проблему, следует обратить внимание на предложения 33-39. В них автор показывает, в чём проявляется легендарная храбрость Ковалёва. Наводчик «стрелял из своего орудия до последнего патрона», затем продолжал стрелять из автомата, а «расстреляв все диски», кидал ручные гранаты, «пока немцы не отступали». Такое поведение героя говорит о том, что он был бесстрашным человеком, ведь он не трусил даже тогда, когда стрелять из своего орудия уже не было возможности.

Чтобы понять замысел автора, обратимся к предложениям 10-14. В них говорится, что Ковалёв к началу войны не был молод, что он занимал высокую должность. «На фронт он мог не идти. Но в первый же день войны записался добровольцем». Этот пример демонстрирует, каким патриотом был главный герой: понимая, что Родина в опасности, он не мог оставаться в стороне.

Примеры дополняют друг друга. В них показано, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать героем: мужеством, с одной стороны, и патриотизмом, с другой.

Авторская позиция такова: героем можно назвать храброго человека, страстно любящего свою Родину.

Я согласна с позицией автора. Действительно, именно любовь к Родине и отвага дают силы, чтобы совершать подвиги. Героическим можно назвать поступок советского лётчика Николая Гастелло. На четвёртый день войны самолёт, которым командовал Гастелло, был подбит. Машина загорелась. Но лётчик не струсил и не запаниковал – он направил самолёт на вражескую колонну. В результате весь экипаж погиб, но и враги понесли большие потери. Поступок Николая Францевича Гастелло говорит о его мужестве и любви к Родине, ведь он, не задумываясь, отдал за неё жизнь.

Таким образом, в тексте В.П. Катаев показал, каким должен быть настоящим герой.
Количество слов - 274

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Юлия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Таким образом, в тексте В.П. Катаев показал, каким должен быть настоящим герой.
Вывод — это не повтор сказанного, а обобщение. Должно быть «приращение», выход мысли на новый уровень. Но не должно быть совсем нового тезиса, который требуется доказать.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10

В них говорится, что Ковалёв к началу войны не был молод, что он занимал высокую должность.
Постарайтесь не нанизывать одинаковые придаточные предложения.
Вы можете из второго придаточного предложения убрать слова что он — улучшится качество речевого оформления.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

Неточность:

мужеством, с одной стороны, и патриотизмом, с другой.
если оборот с другой стороны употребляется в сокращенном виде (с другой), то вместо запятой после него ставится тире.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

«На фронт он мог не идти. Но в первый же день войны записался добровольцем».
Неверное включение цитаты, цитата без вводящих ее слов

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов

Ошибки:

Наводчик «стрелял из своего орудия до последнего патрона», затем продолжал стрелять из автомата, а «расстреляв все диски», кидал ручные гранаты, «пока немцы не отступали». Такое поведение героя говорит о том, что он был бесстрашным человеком, ведь он не трусил даже тогда, когда стрелять из своего орудия уже не было возможности.
Из цитат Вы не можете убрать слова, но можете подумать, какие фразы из текста взять, а какие пропустить или сократить.
Свои фразы нужно переделать так, чтобы повторы ушли.

Наводчик «стрелял из своего орудия до последнего патрона», затем продолжал стрелять из автомата, а «расстреляв все диски», кидал ручные гранаты, «пока немцы не отступали». Такое поведение героя говорит о том, что он был бесстрашным человеком, ведь он не трусил даже тогда, когда стрелять из своего орудия уже не было возможности.
Такое — какое? На что именно указывает местоимение?
Если Вы уберёте это слово, из предложения уйдёт речевая неточность.
Повтор слова он
В них говорится, что Ковалёв к началу войны не был молод, что он занимал высокую должность. «На фронт он мог не идти».
Повтор слова
Героическим можно назвать поступок советского лётчика Николая Гастелло. На четвёртый день войны самолёт, которым командовал Гастелло, был подбит.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: поработайте над повторами, обратите внимание на введение цитат.

Юлия, Вы грамотны, речь Ваша развита. Проштудируйте мои рекомендации, подумайте, какие изменения стоит внести в работу. Вы достойны высокого балла на экзамене. Пусть у Вас всё получится.  

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку