Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема красоты
-
Текст: И. А. Ильин. Об игре(1)Одно мгновение живет мыльный пузырь… (2)Всего один краткий миг — и конец… (3)Радостный миг! (4)Светлое мгновение! (5)Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно. (6)О легкий символ земной жизни и человеческого счастья!
(7)Легкими стопами, тихими движениями, сдерживая дыхание надо приступать к этому делу: заботливо выбрать соломинку, непомятую, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить ее, надо надрезать один конец и отвернуть ее стенки. (8)И потом бережно окунуть ее в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насытилась. (9)Главное — не волноваться и не раздражаться. (10)Все забыть, погасить все мысли и заботы. (11)Отпустить все напряженные мускулы. (12)И предаться легкому, душевному равновесию; ведь это игра…
(13)Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая ее и доверяя ей, как верному помощнику, затем набрать побольше воздуха, полную грудь… и тихо-тихо, чуть заметным скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты.
(14)Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти…
(15)Не прерывать дыхания! (16)Бережно длить игру. (17)Ласково беречь рожденное создание. (18)Пусть покачивается чуть заметным ритмом на конце соломинки, пусть наполняется и растет.
(19)Вот так! (20)Разве не красиво? (21)Законченная форма. (22)Веселые цвета. (23)Все богаче и разнообразнее оттенки красок. (24)И внутри играющее круговое движение. (25)Шар все растет, все быстрее внутреннее кружение, все сильнее размах качания. (26)Целый мир красоты, законченный и прозрачный…
(27)А теперь создание завершилось. (28)Оно желает отделиться, стать самостоятельным и начать радостный и дерзновенный полет через пространства. (29)Бережным движением надо скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю.
(30)О дерзновенно-легкий полет навстречу судьбе! (31)О миг беззаботного веселья!
(32)И вдруг — все погибло! (33)И веселое создание разлетелось брызгами во все стороны… (34)Ничего! Мы начнем сначала…
(35)«Что за ребячество?.. (36)Какой смысл в этой детской забаве?..»
(37)Да, это, конечно, «детская забава». (38)И все же — не только «детская» и не просто «забава». (39)Признаюсь: я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом.
(40)Всякая красота, даже самомалейшая, даже самая бесцельная, так же, как и всякий радостный миг жизни, имеют большую непреходящую ценность. (41)Они смывают душевные огорчения, они несут нам легкое дыхание жизни и дают нам немножко счастья. (42)И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в человеческой жизни, а следовательно, и в мировой истории. (43)Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились и доложили нам о себе. (44)Надо звать их, создавать, спешить им навстречу. (45)И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла. (46)Так много легкого и красивого таится в игре и родится из игры. (47)Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. (48)В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя.
(49)Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. (50)Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. (51)Надо ловить его и предаваться ему, чтобы насладиться. (52)Легкой поступью приходит к нам красота, часто неожиданно, ненароком, по собственному почину. (53)Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам.
(54)Вот почему нам надо научиться внимать: с затаенным дыханием внимать природе вещей, чтобы вступить в ее жизненный поток и приобщиться к счастью природы и красоте мира. (55)А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить — все забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем. (56)Тогда нам остается только благодарно наслаждаться и в наслаждении красотой находить исцеление.
(57)Вот чему я научился у мыльного пузыря.
(По И. Ильину*)
* Иван Александрович Ильин (1883−1954) — русский философ, писатель и публицист.
Размышляя над проблемой, автор описывает красоту мыльного пузыря: «Законченная форма. Весёлые цвета. Все богаче и разнообразнее оттенки красок. И внутри играющее круговое движение». Этот мыльный пузырь – маленькая деталь окружающего мира, делающего его красивее. И эта маленькая часть Вселенной делает человека счастливее. Этот пример показывает, что красота даже самой маленькой, незначительной и недолговечной вещи, как части окружающего мира делает человека счастливее.
Далее публицист пишет о том, что не надо ждать, пока красота и миг её создания придут и заявят о себе, необходимо «звать их, создавать, спешить им навстречу». Этот пример-иллюстрация показывает, что не нужно ждать красоты, надо создавать её своими силами.
В первой примере говорится о том, что даже самая маленькая и бесцельная прекрасная вещь делает человека счастливее, а во второй, расширяя и дополняя первый, говорит о том, что красоту не нужно ждать, её необходимо создавать своими силами.
Авторская позиция ясна. И. А. Ильин считает, что нужно внимать красоте мира и украшать его своими силами.
С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, красота есть в каждом мгновении и надо уметь замечать её и радоваться ей. Вспомним произведение Ю. Нагибин «Зимний дуб». Коля Савушкин, один из героев этого произведения, постоянно опаздывал на первый урок, так как любовался красотой зимнего леса. И учительница, поняв это, не стала его наказывать, так как была очарована красотой природы.
Проанализировав текст И. А. Ильина, я пришёл к выводу, что необходимо не только замечать великолепие окружающей среды, но и радоваться всему, что нас окружает, ведь красота делает нас радостнее и добрее
Здравствуйте, Никита!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.
Далее публицист пишет о том, что не надо ждать, пока красота и миг её создания придут и заявят о себе, необходимо «звать их, создавать, спешить им навстречу». Этот пример-иллюстрация показывает, что не нужно ждать красоты, надо создавать её своими силами. |
К иллюстрации нет пояснения, она просто еще раз переписана
В первой примере говорится о том, что даже самая маленькая и бесцельная прекрасная вещь делает человека счастливее, а во второй, расширяя и дополняя первый, говорит о том, что красоту не нужно ждать, её необходимо создавать своими силами. |
Вместо анализа связи еще раз переписаны две иллюстрации
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
Ошибки:
И эта маленькая часть Вселенной делает человека счастливее. Этот пример показывает, что красота даже самой маленькой, незначительной и недолговечной вещи, как части окружающего мира делает человека счастливее. |
Дублирование, одна и та же мысль практически теми же словами прописана дважды
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.
Ошибки: бедность речи, множество повторов
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Как нужно относится к красоте окружающего мира? |
ТЬСЯ
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Этот пример показывает, что красота даже самой маленькой, незначительной и недолговечной вещи, как части окружающего мира делает человека счастливее. |
Лишняя запятая, здесь отношения не сравнения, а тождества
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Этот мыльный пузырь – маленькая деталь окружающего мира, делающего его красивее. |
Ошибка в построении предложения с прич.оборотом (он относится к слову деталь, а не к слову мир), д.б. делающая
В первой примере говорится о том, что даже самая маленькая и бесцельная прекрасная вещь делает человека счастливее, а во второй, расширяя и дополняя первый, говорит о том, что красоту не нужно ждать, её необходимо создавать своими силами. |
Нарушение согласования (в первом примере)
Отсутствует подлежащее (кто говорит о том?)
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Этот мыльный пузырь – маленькая деталь окружающего мира, делающего его красивее. И эта маленькая часть Вселенной делает человека счастливее. Этот пример показывает, что красота даже самой маленькой, незначительной и недолговечной вещи, как части окружающего мира делает человека счастливее. |
Множественные повторы
Далее публицист пишет о том, что не надо ждать, пока красота и миг её создания придут и заявят о себе, необходимо «звать их, создавать, спешить им навстречу». Этот пример-иллюстрация показывает, что не нужно ждать красоты, надо создавать её своими силами. В первой примере говорится о том, что даже самая маленькая и бесцельная прекрасная вещь делает человека счастливее, а во второй, расширяя и дополняя первый, говорит о том, что красоту не нужно ждать, её необходимо создавать своими силами. Авторская позиция ясна. И. А. Ильин считает, что нужно внимать красоте мира и украшать его своими силами. |
Множественные повторы
Коля Савушкин, один из героев этого произведения, постоянно опаздывал на первый урок, так как любовался красотой зимнего леса. И учительница, поняв это, не стала его наказывать, так как была очарована красотой природы. |
повтор
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, поскольку вместо пояснений представлены переписанные иллюстрации, нет анализа связи, зато иллюстрации написаны еще раз. В результате такого написания комментария появилось и обилие речевых повторов.