Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Стареют ли чувства?

  • Текст: Е. М. Богат. О чувствах
    (1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
    (4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
    (6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
    — (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
    (10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
    (11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
    — (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
    (13)Я поблагодарил, обещал быть.
    — (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
    (15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
    (19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
    (20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
    — (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
    (26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
    — (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
    (28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
    — (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
    — (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
    (31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
    (33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
    (36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

15.02.2023 22:20:20
Автор: Никита Терентьев

Стареют ли чувства? Над этим вопросом задумывается автор текста Евгений Михайлович Богат.
Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает, что, когда его позвали на вечер воспоминаний в Дом культуры, он боялся, что попадёт в такую-же ситуацию, как в доме престарелых. В том доме он встретил старых людей, которых уже ничего в жизни не интересовало. Этот пример показывает, что люди живы, пока у них остаются чувства, когда же они пропадают, люди перестают жить морально.
Далее Евгений Михайлович Богат повествует о своём визите на вечер воспоминаний бывших учениц первого женского университета в Петербурге. Евгений Михайлович был очень удивлён, когда прибыл в Дом культуры. Он думал, что увидит таких же старушек, как он видел в домах престарелых. Но автора встретили пожилые женщины в полном здравии и светлой головой. Они наслаждались этим вечером и веселились, вспоминая годы своей юности. Этот пример показывает, что чувства не стареют.
Приведённые примеры дополняют друг друга. Первый пример показывает читателю, что без чувств человека уже фактически нет. Второй же демонстрирует, что чувства не стареют.
Позиция автора ясна. Евгений Михайлович Богат уверен, что стареть может что угодно, но не чувства.
Я полностью согласен с позицией автора. У меня есть сосед, который всю свою жизнь был без ума от мотоциклов. Сейчас он уже пенсионер, но у него до сих пор есть несколько мотоциклов «Ява». Каждый раз, когда начинаешь с ним разговор о мотоциклах, в его глазах загорается огонёк и он превращается в того самого мальчишку, который около полувека назад первый раз сел на мотоцикл.
Таким образом, чувства, действительно не стареют.
Количество слов - 248

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Никита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен, но хочется обратить ваше внимание, что пример не достаточно побробно прописан. Одно предложение пример, другое -- пояснение. Мне немного не хватило убедительности, но по смыслу всё верно. Старайтесь убедительнее прописывать примеры, чтобы на экзамене не возникло проблем. Считайте моё замечание рекомендацией.

Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает, что, когда его позвали на вечер воспоминаний в Дом культуры, он боялся, что попадёт в такую-же ситуацию, как в доме престарелых. В том доме он встретил старых людей, которых уже ничего в жизни не интересовало. Этот пример показывает, что люди живы, пока у них остаются чувства, когда же они пропадают, люди перестают жить морально.
Пример 2 указан, пояснен.
Далее Евгений Михайлович Богат повествует о своём визите на вечер воспоминаний бывших учениц первого женского университета в Петербурге.
Жаль, что вы нигде не употребили слово/словосочетание "бестужевки", "бестужевские курсы" и т.д.

Взаимосвязь между примерами проанализирована, но, поскольку вы неверно обозначили смысловые отношение между примерами, я вынуждена снять балл.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но есть в вашей формулировке что-то уязвимое, немного смущающее своей прямотой и "сухостью".

Позиция автора ясна. Евгений Михайлович Богат уверен, что стареть может что угодно, но не чувства.
Автор так эмоционально пишет:
(31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
(33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют.
 
Ошибки, конечно, нет. Это больше вопрос вкуса, речевой культуры.  Просто хочется, чтобы были более внимательны к словам, точнее выражали мысль.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает, что, когда его позвали на вечер воспоминаний в Дом культуры, он боялся, что попадёт в такую-же ситуацию, как в доме престарелых. В том доме он встретил старых людей, которых уже ничего в жизни не интересовало. Этот пример показывает, что люди живы, пока у них остаются чувства, когда же они пропадают, люди перестают жить морально.
Далее Евгений Михайлович Богат повествует о своём визите на вечер воспоминаний бывших учениц первого женского университета в Петербурге.

Здесь есть небольшой логический перекос. Вы пишете об одном и том же, поэтому слово "далее" неуместно.
Приведённые примеры дополняют друг друга. Первый пример показывает читателю, что без чувств человека уже фактически нет. Второй же демонстрирует, что чувства не стареют.
Вы сами себе противоречите. Если примеры дополняют друг друга, то почему же вы их противопоставляете (об этом говорит и употребление частицы "же"). Это нарушение логики развития мысли.
Они наслаждались этим вечером и веселились, вспоминая годы своей юности.
Указательное местоимение ни на что не указывает. В предыдущем предложении нет ничего, указывающего на слово "вечер".
Таким образом, чувства, действительно не стареют.
Вывод выглядит неубедительно (вывод ради вывода).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: отсутствие максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает, что, когда его позвали на вечер воспоминаний в Дом культуры, он боялся, что попадёт в такую-же ситуацию, как в доме престарелых.
Такую же пишется раздельно (указательное местоимение и частица). Частица же со словами пишется раздельно.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Таким образом, чувства, действительно не стареют.
Если вы считаете слово "действительно" вводным, то почему только одна запятая? В данном случае запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Но автора встретили пожилые женщины в полном здравии и светлой головой.
Нарушение управления. В случае со словосочетанием "светлой головой" требуется предлог СО.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Стареют ли чувства? Над этим вопросом задумывается автор текста Евгений Михайлович Богат.
Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает, что, когда его позвали на вечер воспоминаний в Дом культуры, он боялся, что попадёт в такую-же ситуацию, как в доме престарелых.
Старайтесь избегать повторов.
Этот пример показывает, что люди живы, пока у них остаются чувства, когда же они пропадают, люди перестают жить морально.
Лексическая несочетаемость. Варианты замены: жить по нормам морали, соблюдать нравственные нормы.
У меня есть сосед, который всю свою жизнь был без ума от мотоциклов.
Тенденция к разговорному стилю (нарушение стилистической однородности).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (глубиной, полнотой примеров,  анализом смысловой связи между примерами), речевым оформлением, логикой развития мысли (смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения). Старайтесь работу проверять несколько раз с разными целями: с точки зрения содержания, грамотности, наличия повторов и т.д.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку