Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема зарождения любви к литературе

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
14.02.2023 22:32:32
Автор: Ирина Коровина

В тексте русского писателя Васильева проблема зарождения любви к литературе.

Писатель повествует о трудолюбивой семье, в которой господствовал «принцип рационального аскетизма», то есть жить без «излишеств». Однако, было то, что очень ценилось у них-книги. Автор отмечает, что при переезде они всегда брали литературу с собой. Этот пример показывает, что эта семья дорожила книгами-опытом других людей на страницах их произведений.

Так, однажды, снова нагрянул переезд. Рассказчику всегда доставалось «укладывать книги». Автор особенно описывает с каким трепетом и ответственностью мальчик «старательно укладывал ряд за рядом». В момент этого дела герой понимает, «сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века». Ему приходилось вставать на колени перед «светлыми гениями всех времен». Так, мы видим, что в процессе физического труда, у мальчика стало зарождаться уважение и любовь к Литературе.

Оба примера дополняют друг друга. Если в первом мы видим бережное отношение семьи к книгам в общем, то второй пример показывает то, как под влиянием семьи и труда началось возникновение любви к литературе у ребенка.

Позиция автора заключается в том, что книги являются главной духовной ценностью. Они хранят опыт и великие мысли наших незабываемых предков.

С мнением автора трудно не согласиться. Действительно, не раз люди убеждались, что, читая произведения выдающихся писателей, в них можно найти ответы на вопросы, которые могли долго мучить вас. В примере хочу привести свою бабушку, она с детства рассказывала мне о важности книг в жизни людей. Поначалу мы вместе читали с ней небольшие произведения. Далее уже по отдельности, но вместе каждую субботу анализировали прочитанное. Наверное, поэтому чтение книг стало для меня неотъемлемой частью жизни.

Таким образом, неслучайно книгу называют другом человека. Она может быть самым верным спутником на вашем пути, которая сможет направить вас в правильную сторону. Поэтому любовь к литературе важна, с помощью нее вы совершенствуетесь и становитесь мудрой и достойной личностью.
Количество слов - 291

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Ирина!

В вашем сочинении обнаружились заимствованные фрагменты из текста, размещенного на сайте 4ЕГЭ. Видно, что вы частично переработали этот текст, однако предупреждаем вас о недопустимости плагиата.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 4 баллов

Пример 1 (отношение к книгам в семье автора) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (эпизод укладывания книг) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но НЕ проанализирована: отсутствует указание на роль связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Проблемный вопрос о зарождении любви к литературе не получает ответа в позиции автора, согласно которой книги -- главная духовная ценность. Кроме того, мысль о роли книг не соответствует содержанию текста.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Основание: 0 баллов по критерию К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов (3 ошибки).

Ошибки: несоответствие проблемного вопроса и позиции автора. В своей позиции и в последнем абзаце также наблюдаются отклонения от проблемной области.

Далее уже по отдельности, но вместе каждую субботу анализировали прочитанное.
Как произошло раздвоение? Непонятно. Нарушение логического закона непротиворечия.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов (5 ошибок).

Ошибки:

Однако, было то, что очень ценилось у них ЗПТ -книги.
Лишняя запятая. Пропущена запятая после придаточной части.
Так, однажды, снова нагрянул переезд.
Лишняя запятая.
Автор особенно описывает ЗПТ с каким трепетом и ответственностью мальчик «старательно укладывал ряд за рядом».
Пропущена запятая перед придаточным предложением.
Так, мы видим, что в процессе физического труда, у мальчика стало зарождаться уважение и любовь к Литературе.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Писатель повествует о трудолюбивой семье, в которой господствовал «принцип рационального аскетизма», то есть жить без «излишеств»
Неверная форма приложения. Правильно: ...то есть жизни без излишеств.
Если в первом мы видим бережное отношение семьи к книгам в общем, то второй пример показывает то, как под влиянием семьи и труда началось возникновение любви к литературе у ребенка.
нарушение в построении сложного предложения.
Она может быть самым верным спутником на вашем пути, которая сможет направить вас в правильную сторону.
нарушение в построении сложного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: +0 баллов.

Ошибки:

В тексте русского писателя Васильева ПОСТАВЛЕНА проблема зарождения любви к литературе.
Пропуск слова, значимого для понимания смысла высказывания.
Однако, было то, что очень ценилось у них-книги. Автор отмечает, что при переезде они всегда брали литературу с собой.
Некорректное употребление местоимений: в предыдущем тексте отсутствуют слова, на которые указывают эти местоимения.
Этот пример показывает, что эта семья дорожила книгами-опытом других людей на страницах их произведений.
Повтор, синим цветом выделена речевая избыточность.
Автор особенно описывает с каким трепетом и ответственностью мальчик «старательно укладывал ряд за рядом».
Лексическая несочетаемость.
В момент этого дела герой понимает, «сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века».
Лексическая несочетаемость.
Рассказчику всегда доставалось «укладывать книги». Автор особенно описывает с каким трепетом и ответственностью мальчик «старательно укладывал ряд за рядом».
Повтор.
Действительно, не раз люди убеждались, что, читая произведения выдающихся писателей, в них можно найти ответы на вопросы, которые могли долго мучить вас.
Некорректное использование местоимения, неоправданный переход на второе лицо.
В примере хочу привести свою бабушку, она с детства рассказывала мне о важности книг в жизни людей.
Непонятно, вы хотите привести бабушку в ПРИМЕР? Тогда нужно доказать, что поведение бабушки является эталоном. А если вы  о бабушке хотите рассказать в ПРИМЕРЕ, то уточните, о каком примере идет речь.
Она может быть самым верным спутником на вашем пути, которая сможет направить вас в правильную сторону.
неоправданный переход на второе лицо
Поэтому любовь к литературе важна, с помощью нее вы совершенствуетесь и становитесь мудрой и достойной личностью.
стилистическая несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет

Общие рекомендации: следует усилить работу над логической структурой сочинения, отработайте схему построения проблемного вопроса в соответствии с позицией автора. Усильте самопроверку.

Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку