Запомни!
Проблема места радости на войне
-
Текст: М. А. Шолохов. О войне(1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
— (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
— (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
— (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
(18)Николай досадливо поморщился, сказал:
— (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
(33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
— (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
(38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
— (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
— (42)Слушай, иди ты к черту!
— (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
(46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
— (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
— (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
— (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
(По М. Шолохову*)
* Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
Размышляя над поставленной проблемой, автор описывает разговор двух русских солдат. Николай, находясь в мрачном расположении духа, считает, что произошла большая по размерам катастрофа. Их полк, который уже пятый день идет к Дону, а затем Сталинграду, вдребезги разбили фашисты. Боец досадливо отмечает, что фронт их прорван на широком участке, немцы «висят на хвосте» и неизвестно, когда полк «упрется». Потому он не видит никаких оснований для жизнерадостности. Этот пример показывает, что из-за неудач на войне часто не бывает места для положительных эмоций.
Однако солдат Лопахин мыслит совершенно по-другому. Он считает, что для радости не нужен особый повод. Достаточно быть живым и видеть всю красоту природы: ярко святящее солнце, размеренно текущую речку и плывущие по ней желтые кувшинки. Лопахин говорит, что если «дали нам духу», то это еще не конец войны и не конец света. Он не поддается страху и отчаянию перед лицом врага, а, наоборот, считает, что нужно сохранять надежду на лучшее и верить в долгожданную победу над фашистами. Таким образом, несмотря на сложившуюся военную ситуацию, каждый солдат по примеру Лопахина должен продолжать ощущать от жизни радость и наслаждение.
Противопоставленные друг другу примеры, в полной мере дают понять, что всегда, даже в тяжелых военных условиях, должно быть место для радости и счастья.
Позиция автора для меня ясна. Михаил Александрович Шолохов считает, что, несмотря на все невзгоды, препятствия и трудности, в душе каждого солдата должно сохраняться место для позитивных эмоций. Боец не должен отчаиваться и падать духом. Наоборот, ему следует с радостью в глазах встречать каждый новый день и верить в то, что война закончится, а победа подарит людям мирное небо над головой.
Я согласна с точкой зрения автора, поскольку считаю, что умение радоваться мелочам дает человеку сил, чтобы двигаться дальше. Каждый из нас должен научиться видеть смысл в самых незначительных вещах и событиях, которые происходят в нашей жизни. Только так мы сможем испытывать чувства наслаждения и удовлетворения от каждого прожитого дня.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что, несмотря ни на какие обстоятельства, на войне всегда должно быть место для проявления радости, счастья, умиротворения и других положительных чувств. Испытывая подобные ощущения, человек продолжает верить в лучшее, а главное - жить.
Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Рекомендация
Чтобы анализ связи не был формальным, сделайте «разведение примеров»: напишите, как работает каждый пример.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Противопоставленные друг другу примеры, в полной мере дают понять |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
Наоборот, ему следует с радостью в глазах встречать каждый новый день и верить в то, что война закончится, а победа подарит людям мирное небо над головой. |
...верить (во что?) что война закончится, а победа подарит мир.
Лопахин говорит, что если «дали нам духу», то это еще не конец войны и не конец света. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла
Ошибки:
Их полк, который уже пятый день идет к Дону, а затем Сталинграду, вдребезги разбили фашисты. Боец досадливо отмечает, что фронт их прорван на широком участке, немцы «висят на хвосте» и неизвестно, когда полк «упрется». |
Каждый из нас должен научиться видеть смысл в самых незначительных вещах и событиях, которые происходят в нашей жизни. |
Речевая шероховатость
Вещи = предметыКоторые происходят — вещи (предметы) и события?
Надо отредактировать предложение — заменить, например, на видеть смысл в малом, понимать ценность, казалось бы, незначительного.
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Анастасия, Вы создали хорошую работу. Вам остаётся отточить основные умения.
Удачи на ЕГЭ!