Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема отношения человека к отступлению во время войны

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
12.02.2023 22:03:55
Автор: Арина Захарова

Война это тяжелое время для любого человека.  В бою бывают как победы, так и поражения.  Поражение влечет за собой отступление.  Как должен повести себя солдат во время отступления? Над этим вопросом задумывается автор текста М. А. Шолохов.
   Рассказывая о двух героях, автор показывает нам отношение людей к отступлению.   Один из солдат – Николай, отнесся к отступлению очень серьезно. Он не мог сделать вид, будто ничего не произошло.  Полк их разбили вдребезги и его волновало, что будет дальше с армией, если они  так и продолжат отступать. Он был в неведении. что их ждет дальше.
  Второй солдат - Лопахин пытался доказать своему товарищу, что отступление это не так страшно и не чего переживать. Если мы отступаем и нас бьют, то при следующем столкновении мы будем бить во много раз сильнее, доказывая тем, что сегодняшнее отступление научит армию воевать лучше. Лопахин старается подбадривать своего товарища, напоминая ему о том что он все еще жив и может идти дальше.
  Оба этих примера дополняют друг друга. Во время военных действий бывают разные ситуации, но солдаты не могут отчаиваться  и всегда должны быть готовы ко всему. Позиция автора ясна, человека могут одолеть разные чувства, особенно когда твой полк разбили враги и вы отступаете уже пятый день.  Но самое главное это сохранять уверенность  в себе и не отчаиваться.  Помнить, что из сегодняшнего отступления можно вынести много уроков и не допустить  повторения  ошибок.  
  Я согласна с мнением автора, настрой солдат на войне играет огромную роль.  Солдаты не должны опускать руки и терять надежду во время отступлений.   Так во время войны России с Францией, по приказу Кутузова было принято решение оставить Москву врагу. Но, не смотря на отступление, российской армии удалось одержать победу над французами.
  Подводя итоги, можно сказать, что каждый человек по своему переносит отступление во время боя. Но главное не унывать  и продолжать бороться.  
Количество слов - 296

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Арина! Вы знакомы с основными требованиями, которые предъявляются к созданию развёрнутого ответа. Видно, что вы вы хорошо знаете критерии оценивания.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована, но, на мой взгляд, недостаточно подробно и убедительно.

Рекомендация

Поражение влечет за собой отступление.
Я рекомендую "снимать" категоричность вводными конструкциями. Например, Поражение, как правило, влечёт за собой отступление.

К3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

В работе есть повторы мыслей (это является логической ошибкой).

Подводя итоги, можно сказать, что каждый человек по своему переносит отступление во время боя.
Вывод не совсем логичный. Обобщать не нужно.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Отсутствие максимума по К10 снижает балл по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл

Ошибки:

Второй солдат - Лопахин пытался доказать своему товарищу, что отступление это не так страшно и не чего переживать.
Местоимение "нечего" пишется слитно.
Но, не смотря на отступление, российской армии удалось одержать победу над французами.
Несмотря на -- производный предлог, а не деепричастие, поэтому пишется слитно.
Подводя итоги, можно сказать, что каждый человек по своему переносит отступление во время боя.
Наречие  "по-своему" пишется через дефис (переносит (как?) по-своему). Не путайте с омонимичным случаем: идти по своему пути. В данном случае "по своему" -- местоимение с предлогом.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Война ТИРЕ это тяжелое время для любого человека.  
Тире между подлежащим и сказуемым.
Один из солдат – Николай, отнесся к отступлению очень серьезно.

Второй солдат - Лопахин ТИРЕ пытался доказать своему товарищу, что отступление это не так страшно и не чего переживать.
Николай -- приложение, поэтому нужно поставить второе тире. Знаки препинания при приложении должны быть единообразны (либо тире с двух строн, либо запятые).
Полк их разбили вдребезги ЗПТ и его волновало, что будет дальше с армией, если они  так и продолжат отступать.
Сложное предложение: нужна запятая перед союзом И.
Он был в неведении. что их ждет дальше.
Точка вместо запятой (опечатка). На балл не влияет.
Второй солдат - Лопахин пытался доказать своему товарищу, что отступление ТИРЕ это не так страшно и не чего переживать.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Лопахин старается подбадривать своего товарища, напоминая ему о том ЗПТ что он все еще жив и может идти дальше.
Нет запятой перед придаточным предложением.
Позиция автора ясна, человека могут одолеть разные чувства, особенно когда твой полк разбили враги и вы отступаете уже пятый день.  
Лучше всё-таки поставить тире (значение пояснения).
Но самое главное ТИРЕ это сохранять уверенность  в себе и не отчаиваться.  
Тире между подлежащим и сказуемым.  
Так во время войны России с Францией, по приказу Кутузова было принято решение оставить Москву врагу.
Запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Но самое главное это сохранять уверенность  в себе и не отчаиваться.  Помнить, что из сегодняшнего отступления можно вынести много уроков и не допустить  повторения  ошибок.
Парцелляция (нарушение границ предложения).
Если мы отступаем и нас бьют, то при следующем столкновении мы будем бить во много раз сильнее, доказывая тем, что сегодняшнее отступление научит армию воевать лучше.
В вашей работе это предложение не является цитатой (кавычки отсутствуют), поэтому личные местоимения употреблены некорректно.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Над этим вопросом задумывается автор текста М. А. Шолохов.
  Рассказывая о двух героях, автор показывает нам отношение людей к отступлению.  
Если мы отступаем и нас бьют, то при следующем столкновении мы будем бить во много раз сильнее, доказывая тем, что сегодняшнее отступление научит армию воевать лучше.
Старайтесь избегать повторов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над пунктуацией, грамматикой, речевым оформлением. Кроме того, постарайтесь не повторять одни и  те же мысли.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку