Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль книги в жизни человека

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
12.02.2023 17:29:27
Автор: Александр Прусенко

Какую роль играют книги в жизни человека? Именно над этим вопросом задумывался Б. Л. Васильев в своём тексте.
В тексте говорится, что семья рассказчика жила бедно и не могла позволить себе лишнего, но, по мнению автора, книги являлись “излишеством”. При переезде семьи на новое место, главному герою доверяли укладывать книги. Он чувствовал их ценность для семьи и осторожно снимал их с полок. Этот пример показывает, что книги являются ценнейшей вещью для семьи.
Ещё в тексте говорится о важности книги для самого рассказчика. Главный герой говорит, что книга ценность не только его семьи, но и вообще всего человечества, он узнал, сколь высок человеческий труд, завещанный людям на века, что, становясь перед книгами на колени, он бессознательно, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времён и народов. Это показывает, что, по мнению рассказчика, книги - гордость всего человечества.
Эти примеры показывают, что книги как для семьи, так и для главного героя являются важнейшей ценностью.
По мнению автора, для него книги являются важной ценностью.
Я разделяю точку зрения автора, ведь книги могут являться как источником полезной информации, так и интересным рассказом.
Подводя итоги, можно сказать, что книги являются неотъемлемой частью нашей жизни, несущую некую ценность.
Количество слов - 196

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий – 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена, проанализирована формально.

Эти примеры показывают, что книги как для семьи, так и для главного героя являются важнейшей ценностью.
Нужно связь назвать и проанализировать: сказать, как именно работает каждый пример.

В Вашей подаче я вижу причинно-следственную связь:

книги в семье были ценностью

↓ и поэтому

↓ к ним было уважительное отношение.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0  баллов

Ошибки:

Эти примеры показывают, что книги как для семьи, так и для главного героя являются важнейшей ценностью.
По мнению автора, для него книги являются важной ценностью.
Анализ связи и позиция автора дублируют друг друга.
Подводя итоги, можно сказать, что книги являются неотъемлемой частью нашей жизни, несущую некую ценность.
Вывод — это не повтор, а обобщение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл

Ошибки:

В тексте говорится, что семья рассказчика жила бедно и не могла позволить себе лишнего, но, по мнению автора, книги являлись “излишеством”.
В тексте прямо противоположная мысль высказана: по мнению автора, хоть книги и казались другим людям излишеством, в их небогатой семье были. Вы не обратили внимание на кавычки у слова излишество.

При переезде семьи на новое место, главному герою доверяли укладывать книги.
Лишняя ЗПТ
Главный герой говорит, что книга ценность не только его семьи, но и вообще всего человечества.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым.

узнал, сколь высок человеческий труд, завещанный людям на века, что, становясь перед книгами на колени, он бессознательно, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времён и народов.
Это цитата — нет кавычек

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

Какую роль играют книги в жизни человека? Именно над этим вопросом задумывался Б. Л. Васильев в своём тексте.
Нарушение временной соотнесённости глаголов.

книга ценность не только предлог его семьи, но и вообще предлог всего человечества
ценность для семьи и для человечества

он бессознательно, но уже чувствуя (что?)
Если бы Вы поставили кавычки, вопроса не возникло: автор решил фразу выстроить так. Но Вы даёте её как свою, поэтому ошибка есть — нарушение норм управления, требуется сущ. в В.п.

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Именно над этим вопросом задумывался Б. Л. Васильев в своём тексте.
Клише содержит речевые нарушения.
1. В тексте нельзя задуматься. Если Вы уберёте «в тексте», речевая ошибка уйдёт.
2. В своём — лишнее слово. В чужом тексте невозможно ничего сделать.
Он чувствовал их ценность для семьи и осторожно снимал их с полок. Этот пример показывает, что книги являются ценнейшей вещью для семьи.
Повтор

Этот пример показывает, что книги являются ценнейшей вещью для семьи.
Ещё в тексте говорится о важности книги для самого рассказчика. Главный герой говорит, что книга ценность не только его семьи, но и вообще всего человечества, он узнал, сколь высок человеческий труд, завещанный людям на века, что, становясь перед книгами на колени, он бессознательно, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времён и народов. Это показывает, что, по мнению рассказчика, книги - гордость всего человечества.
Эти примеры показывают, что книги как для семьи, так и для главного героя являются важнейшей ценностью.
По мнению автора, для него книги являются важной ценностью.
Я разделяю точку зрения автора, ведь книги могут являться как источником полезной информации, так и интересным рассказом.
Подводя итоги, можно сказать, что книги являются неотъемлемой частью нашей жизни, несущую некую ценность.
В каждом предложении слово книги.

Повторы

Книгу могут стать рассказом — это как?

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, собственной позицией, формулировкой ПА. Обратите внимание на повторы. Подумайте. как можно их избежать.

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку