Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема родины

  • Текст: В. И. Белов. О родине
    (1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. (4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно...
    (5)Старый наш дом заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
    (7)Смешное детство! (8)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (9)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
    (10)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (11)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (12)И над бором висит в синеве солнце. (13)Не солнце — Ярило. (14)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (15)Под елями — древний запах папоротника. (16)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (17)Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
    (18)Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (19)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
    (20)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
    (21)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (22)Но будет ли предел тишине!
    (23)Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (24)И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (25)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
    (26)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (27)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (28)Может быть, так оно и надо? (29)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города... (30)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
    (По В. Белову*)
    * Василий Иванович Белов (1932−2012) — русский писатель, поэт и сценарист.
11.02.2023 23:34:52
Автор: Максим Пластинкин

Какова роль природы в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Василий Иванович Белов.
Чтобы привлечь внимание читателя, Белов повествует о том, как природа может повлиять на жизнь человека. В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому. Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Продолжая комментировать проблему, обратимся к предложению 25. Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. Белов дает нам понять, что человек на протяжении всей своей жизни находится рядом с природой, а та взамен приносит пользу, без которой наши предки и, люди живущие в настоящее время, не справились бы. Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться и совершать открытия.
Эти примеры дополняют друг друга. Природа внесла огромный вклад в жизнь человека. С одной стороны, она способна принести человеку теплые воспоминания, а с другой, природа на протяжении всей жизни помогает людям развиваться, и формировать в каждом человеке уникальную личность.
Позиция автора в тексте ясна. В. И. Белов считает, что природа может выполнять сразу несколько ролей. Она может воссоздать воспоминания из молодости, а также помочь человеку своими ресурсами.
Я полностью согласен с точкой зрения автора. Действительно, как бы не поменялась окружающая среда, природа всегда способна вернуть человека во времена его юности. Нельзя не вспомнить случай, который произошел со мной. Каждое лето я отдыхал в детском лагере. Запах леса, игры на природе, походы – все это было частью моей молодости. Прошло много лет, и я вновь поехал в этот лагерь, но уже в качестве вожатого. Я снова ощутил тот запах природы, он вернул меня во времена моего детства, которое казалось мне беззаботным и уютным.
Хочется верить, что читатели задумаются о том, какое значение природа имеет в жизни каждого человека.
Количество слов - 312

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рекомендация

В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому.
Так можно вводить пример, но лучше номера предложений не ставить: пишем связный текст.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов

Ошибки:

Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Частичное дублирование: пример и пояснение не должны повторять друг друга.
Она может воссоздать воспоминания из молодости, а также помочь человеку своими ресурсами.
ПА дублирует пояснения. Комментарий должен подводить к ПА, а не повторять её.

K6 - Точность и выразительность речи – 1 балл

Ошибки:

неточность словоупотребления, повторы

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

как бы не поменялась окружающая среда, природа всегда способна вернуть человека во времена его юности
как бы нИ поменялась — не отрицание, а утверждение

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”.
Точка после кавычек не нужна: она ставится в случае, когда цитата, заканчивающаяся многоточием, не является самостоятельным предложением.
Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться
Лишняя ЗПТ
С одной стороны, она способна принести человеку теплые воспоминания, а с другой, природа на протяжении всей жизни помогает людям развиваться, и формировать в каждом человеке уникальную личность.
Если оборот с другой стороны употребляется в сокращенном виде (с другой), то вместо запятой после него ставится тире.
Помогает развиваться и формировать — ЗПТ между однородными, связанными союзом И, не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет Василий Иванович Белов.
Чтобы привлечь внимание читателя, Белов повествует о том...
Повтор
Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Повторы слов
Свой — лишнее слово, пережить моменты чужой юности нельзя.
Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. Белов дает нам понять, что человек на протяжении всей своей жизни находится рядом с природой, а та взамен приносит пользу, без которой наши предки и, люди живущие в настоящее время, не справились бы. Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться и совершать открытия.
Повтор
природа может выполнять сразу несколько ролей
1. Роль — художественный образ, создаваемый актером.2. Роль — род, характер и степень участия ( = значение)
Роль природы — слово выступает во втором значении, Вы употребляете в первом.

В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому.
В предложении тосковать нельзя. Уберите выделенные слова — речевая ошибка уйдёт.
Прошло много лет, и я вновь поехал в этот лагерь, но уже в качестве вожатого. Я снова ощутил тот запах природы, он вернул меня во времена моего детства, которое казалось мне беззаботным и уютным.
Тавтология

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием и формулировкой позиции автора. Они не должны дублировать друг друга. Обратите внимание на речь.  

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку