Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема родины

  • Текст: В. И. Белов. О родине
    (1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. (4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно...
    (5)Старый наш дом заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.
    (7)Смешное детство! (8)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (9)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
    (10)И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (11)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (12)И над бором висит в синеве солнце. (13)Не солнце — Ярило. (14)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (15)Под елями — древний запах папоротника. (16)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (17)Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
    (18)Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (19)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
    (20)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
    (21)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! (22)Но будет ли предел тишине!
    (23)Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (24)И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (25)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
    (26)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (27)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (28)Может быть, так оно и надо? (29)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города... (30)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
    (По В. Белову*)
    * Василий Иванович Белов (1932−2012) — русский писатель, поэт и сценарист.
11.02.2023 23:34:52
Автор: Максим Пластинкин

Какова роль природы в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Василий Иванович Белов.
Чтобы привлечь внимание читателя, Белов повествует о том, как природа может повлиять на жизнь человека. В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому. Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Продолжая комментировать проблему, обратимся к предложению 25. Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. Белов дает нам понять, что человек на протяжении всей своей жизни находится рядом с природой, а та взамен приносит пользу, без которой наши предки и, люди живущие в настоящее время, не справились бы. Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться и совершать открытия.
Эти примеры дополняют друг друга. Природа внесла огромный вклад в жизнь человека. С одной стороны, она способна принести человеку теплые воспоминания, а с другой, природа на протяжении всей жизни помогает людям развиваться, и формировать в каждом человеке уникальную личность.
Позиция автора в тексте ясна. В. И. Белов считает, что природа может выполнять сразу несколько ролей. Она может воссоздать воспоминания из молодости, а также помочь человеку своими ресурсами.
Я полностью согласен с точкой зрения автора. Действительно, как бы не поменялась окружающая среда, природа всегда способна вернуть человека во времена его юности. Нельзя не вспомнить случай, который произошел со мной. Каждое лето я отдыхал в детском лагере. Запах леса, игры на природе, походы – все это было частью моей молодости. Прошло много лет, и я вновь поехал в этот лагерь, но уже в качестве вожатого. Я снова ощутил тот запах природы, он вернул меня во времена моего детства, которое казалось мне беззаботным и уютным.
Хочется верить, что читатели задумаются о том, какое значение природа имеет в жизни каждого человека.
Количество слов - 312

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рекомендация

В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому.
Так можно вводить пример, но лучше номера предложений не ставить: пишем связный текст.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов

Ошибки:

Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Частичное дублирование: пример и пояснение не должны повторять друг друга.
Она может воссоздать воспоминания из молодости, а также помочь человеку своими ресурсами.
ПА дублирует пояснения. Комментарий должен подводить к ПА, а не повторять её.

K6 - Точность и выразительность речи – 1 балл

Ошибки:

неточность словоупотребления, повторы

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла

Ошибки:

как бы не поменялась окружающая среда, природа всегда способна вернуть человека во времена его юности
как бы нИ поменялась — не отрицание, а утверждение

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”.
Точка после кавычек не нужна: она ставится в случае, когда цитата, заканчивающаяся многоточием, не является самостоятельным предложением.
Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться
Лишняя ЗПТ
С одной стороны, она способна принести человеку теплые воспоминания, а с другой, природа на протяжении всей жизни помогает людям развиваться, и формировать в каждом человеке уникальную личность.
Если оборот с другой стороны употребляется в сокращенном виде (с другой), то вместо запятой после него ставится тире.
Помогает развиваться и формировать — ЗПТ между однородными, связанными союзом И, не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом размышляет Василий Иванович Белов.
Чтобы привлечь внимание читателя, Белов повествует о том...
Повтор
Благодаря природе, главный герой может пережить моменты своей молодости по-новому. Этот пример показывает, что природа способна возродить в человеке, те моменты, которые он испытывал во времена своей юности.
Повторы слов
Свой — лишнее слово, пережить моменты чужой юности нельзя.
Родство человека с природой автор описывает так: “Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники…”. Белов дает нам понять, что человек на протяжении всей своей жизни находится рядом с природой, а та взамен приносит пользу, без которой наши предки и, люди живущие в настоящее время, не справились бы. Действительно, своими ценными ресурсами, природа способна помогать человеку совершенствоваться и совершать открытия.
Повтор
природа может выполнять сразу несколько ролей
1. Роль — художественный образ, создаваемый актером.2. Роль — род, характер и степень участия ( = значение)
Роль природы — слово выступает во втором значении, Вы употребляете в первом.

В предложении 9 рассказчик вспоминает свое детство, тоскует по прошлому.
В предложении тосковать нельзя. Уберите выделенные слова — речевая ошибка уйдёт.
Прошло много лет, и я вновь поехал в этот лагерь, но уже в качестве вожатого. Я снова ощутил тот запах природы, он вернул меня во времена моего детства, которое казалось мне беззаботным и уютным.
Тавтология

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием и формулировкой позиции автора. Они не должны дублировать друг друга. Обратите внимание на речь.  

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку