Запомни!
Влияние времени на идеалы людей
-
Текст: В. В. Вересаев. О времени«(1)Зачем я от времени зависеть буду? (2)Пускай же лучше оно зависит от меня». (3)Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. (4)Вот были люди! (5)Как они верили в себя! (6)А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю — это именно в неодолимую силу времени. «(7)Зачем я от времени зависеть буду?» (8)Зачем? (9)Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт, куда хочет; хорошо, если твой путь лежит туда же, а если нет? (10)Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуй всем своим существом, — оно всё-таки делает по-своему. (11)Я в таком положении и находился. (12)Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь… (13)Гартман говорит, что «убеждения наши — плод бессознательного, а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания»; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом бессознательном, шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что
в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого бессознательного. (14)Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь — всё в моём миросозерцании, что, если я его потеряю, я потеряю всё.
(15)То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой ненапрасен, что сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. (16)Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё
так изменилось? (17)Самые светлые имена вдруг потускнели, на смену старому поколению явилось новое, и не верилось: неужели эти — всего только младшие братья вчерашних?
(18)В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! (19)Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое
и, что всего ужаснее, бессознательное. (20)Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное, но оплёвывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил…
(21)Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. (22)Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мёртвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». (23)Я путался всё больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе.
(24)Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнёшь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. (25)Заглянешь в душу, — так там холодно
и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! (26)И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным,
неопределённым временем… (27)Тяжело жить так. (28)Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжёлой и ответственной. (29)Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забывая свои страхи, — вот была моя цель, смысл жизни.
(По В. В. Вересаеву*)
* Викентий Викентьевич Вересаев (1867−1945) — русский и советский писатель, переводчик, литературовед.
Чтобы привлечь внимание читателей к этому важному вопросу, писатель в предложении 15 делится своими мыслями о силе времени. В. Вересаев в предложении 17 утверждает, что "Самые светлые имена вдруг потускнели...". Этими словами автор хочет сказать, что с ходом времени забываются некогда великие, знаменитые люди. Таким образом, время может сильно поменять людей и их идеалы. Автор подчёркивает: "... и не верилось: неужели эти - всего только младшие братья вчерашних?".
Ещё одним ярким примером является предложение 20. Размышляя над поставленным вопросом, автор приводит в пример литературу его времени. "Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное... прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку...". Эти слова показывают, что с течением времени изменилась и литература. Теперь "... с мёртвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил...". Время смогло заменить "чистое знамя" книг на "опозоренную ... святыню".
Я думаю, что оба примера связаны между собой. Они дают понять, что время перемалывает исторические события, эпохи, заменяя ценности, господствующие в одном периоде, на совершенно противоположенные им. Оно способно заменить светлые идеалы прошлого на "грязную тряпку", сделать тусклыми некогда светлые имена. Позиция автора ясна: время постоянно меняет идеалы мира, причём не всегда в лучшую сторону. Это доказывают следующие слова: "...сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё так изменилось? Самые светлые имена вдруг потускнели...".
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в нашем мире постоянно меняются идеалы. Некоторые из них меняются в лучшую сторону, а другие – в худшую. Вспомним роман А. Солженицына “Старое ведро”. Некогда полезный предмет превратился в ржавый кусок металла. Так и время заставляет “ржаветь” “светлые имена”.
Подводя итог, можно сделать вывод: с течением времени меняются идеалы: гении прошлого забываются, старые стандарты заменяются новыми. Очень жаль, что многих великих людей прошлого современный человек не знает, но это и есть ход времени – смена старого на новое.
Здравствуйте, Кирилл!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена верно, проанализирована формально: продублированы примеры.
Указание на предложение в сочинении ЕГЭ возможно, но всё-таки лучше писать связный текст.
Номера предложений указывают на ОГЭ: ученикам пока сложно найти нужные примеры.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена формально. Цитаты нужно вынести в комментарий, ПА сформулировать своими словами.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста – 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование не соответствует тезису.
Действительно, в нашем мире постоянно меняются идеалы. Некоторые из них меняются в лучшую сторону, а другие – в худшую. |
Некогда полезный предмет превратился в ржавый кусок металла. Так и время заставляет “ржаветь” “светлые имена”. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — 0 баллов
Ошибки:
Я думаю, что оба примера связаны между собой. Они дают понять, что время перемалывает исторические события, эпохи, заменяя ценности, господствующие в одном периоде, на совершенно противоположенные им. Оно способно заменить светлые идеалы прошлого на "грязную тряпку", сделать тусклыми некогда светлые имена. АБЗАЦ Позиция автора ясна: время постоянно меняет идеалы мира, причём не всегда в лучшую сторону. Это доказывают следующие слова: "...сила времени — сила страшная и не по плечу человеку. Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок всё так изменилось? Самые светлые имена вдруг потускнели...". |
Позицию автора выносите в отдельный абзац.
ПА дублирует пример 1
Подводя итог, можно сделать вывод: с течением времени меняются идеалы: гении прошлого забываются, старые стандарты заменяются новыми. Очень жаль, что многих великих людей прошлого современный человек не знает, но это и есть ход времени – смена старого на новое. |
K6 - Точность и выразительность речи – 0 баллов
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
Клишированные фразы (некоторые с речевыми шероховатостями) + несколько раз повторённые одни и те же фразы.
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
В. Вересаев в предложении 17 утверждает, что "Самые светлые имена вдруг потускнели...". |
Можно исправить так:
В. Вересаев утверждает, что "...самые светлые имена вдруг потускнели".
В. Вересаев в предложении 17 утверждает, что "Самые светлые имена вдруг потускнели...".
Автор подчёркивает: "... и не верилось: неужели эти - всего только младшие братья вчерашних?". |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
"Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное... прежнее чистое знамя в её руках давно уже обратилось в грязную тряпку...". |
K10 - Соблюдение речевых норм – 0 баллов
Ошибки:
На мой взгляд, такую проблему ставит В. В. Вересаев в предложенном для анализа тексте. |
писатель в предложении 15 делится своими мыслями В. Вересаев в предложении 17 утверждает |
В предложении написано, читатель видит.
Ещё одним ярким примером (чего?) является |
Ещё одним ярким примером является предложение 20. Размышляя над поставленным вопросом, автор приводит в пример литературу его времени. "Литература тщательно оплёвывала в прошлом всё светлое и сильное... |
время перемалывает исторические события |
ценности, господствующие в одном периоде |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности – 0 баллов
Ошибки:
роман А. Солженицына “Старое ведро” |
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста прежде всего. Текст Вы не поняли. На одном из наших понедельничных вебинаров был разобран текст В. В. Вересаева, показано образцовое сочинение.
Обратите внимание, из каких частей состоит комментарий. Выясните, что значит пояснение. Дублирований быть не должно: за каждое снимается балл по К5.
Задавайте себе вопрос: «Что я хочу сказать?» Проговаривайте вслух.
Кирилл, работы много. Но и время ещё есть.
Смотрите наши вебинары, пишите сочинения, и пусть на ЕГЭ у Вас всё получится.
Удачи!