Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Кого можно считать истинным героем?

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


06.02.2023 12:54:06
Автор: Лариса Полевцова

Сочинение Лукишина Евгения по тексту В.П.Катаева.

Кого можно считать истинным героем? Вот проблема, которую поднимает  Валентин Петрович Катаев в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, писатель рассказывает о наводчике Ковалеве, немолодом мужчине, человеке с высокими моральными качествами.
В мирное время Ковалев заведовал большой птицеводческой фермой, мог не идти на фронт, «но в первый же день войны он записался добровольцем». «Наружностью своей» не выделялся, не «лихой солдат», была у него «добродушная, сугубо гражданская внешность», из-за этого на батарее сначала относились к нему с недоверием. Показывая обычную, ничем не замечательную внешность своего героя, В.Катаев обращает наше внимание на гражданскую позицию Ковалева.
Ещё во время Первой мировой войны Ковалев был гениальным наводчиком и за четверть века между двумя мировыми войнами «не разучился своему искусству». Легендарно храбрый, мужественный, в бою он не имел соперника в стрельбе, «в нем загорался холодный огонь ярости», «он не отступал ни на шаг», сражался до последнего патрона. Перед читателем возникает образ стойкого духом человека, мужественного защитника Родины.
Противопоставляя внешность военнослужащего и его поведение во время боя, В. П. Катаев показывает: чтобы быть героем, необязательно иметь богатырский вид, - необходимо быть преданным своему отечеству, самоотверженно сражаться за него, идти до конца.
По мнению автора, чтобы стать истинным героем, нужны «сознательная и страстная любовь к Родине» и чувство гражданского долга.
   Невозможно не согласиться с позицией автора. Действительно, такие качества, как  патриотизм, стойкость духа, отвага делают из человека настоящего героя. Мне вспоминается поведение капитана Тушина во время Шенграбенского сражения из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: его забытая батарея остановила движение французов, а сам он, маленький сутуловатый человек с добрым и умным лицом, в своем фантастическом мире представлялся себе мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра. И только благодаря героической стойкости капитана Тушина с его ротой  был обеспечен успех дня. Не внешность человека, а его высокие моральные качества, чувство единения перед лицом врага, мужество способны превратить обычного человека в истинного героя, как и в тексте В. П. Катаева.

Количество слов - 324

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Евгений!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рекомендация

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, писатель рассказывает о наводчике Ковалеве, немолодом мужчине, человеке с высокими моральными качествами.
Выделенное словосочетание перенесите ниже, в предложение, в котором пишете о возрасте героя. Так будет логичнее.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Рекомендации

Вот проблема, которую поднимает  Валентин Петрович Катаев в предложенном для анализа тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, писатель рассказывает о наводчике Ковалеве, немолодом мужчине, человеке с высокими моральными качествами.
Слово вот можно убрать: частица носит разговорный характер.
Слово данный лучше в этом предложении убрать: это канцелярит (стилистическая шероховатость).

Повтор в разных абзацах — это не ошибка. Но можно попробовать убрать его —
замените клише на другое:
проблема, которую поднимает → над этим вопросом размышляет...

Показывая обычную, ничем не замечательную внешность своего героя, В.Катаев обращает наше внимание на гражданскую позицию Ковалева.
Наше — лишнее слово

Точнее будет сказать переводит внимание читателя

Не внешность человека, а его высокие моральные качества, чувство единения перед лицом врага, мужество способны превратить обычного человека в истинного героя, как и в тексте В. П. Катаева.
Способны превратить в тексте — устранить шероховатость можно, превратив сравнение в подчинительное предложение: как и происходит с героем в тексте В. П. Катаева.

Ошибки:

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, писатель рассказывает о наводчике Ковалеве, немолодом мужчине, человеке с высокими моральными качествами.
 В мирное время Ковалев заведовал большой птицеводческой фермой, мог не идти на фронт, «но в первый же день войны он записался добровольцем».
Повтор
Легендарно храбрый, мужественный, в бою он не имел соперника в стрельбе, «в нем загорался холодный огонь ярости», «он не отступал ни на шаг», сражался до последнего патрона.
Повтор

Мне вспоминается поведение капитана Тушина во время Шенграбенского сражения из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: его забытая батарея остановила движение французов
Его — Тушина, Толстого или романа? Неверное употребление местоимения рождает двусмысленность

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл

Евгений, Вы создали достойную работу. Небольшие шероховатости не влияют на впечатление от неё. Спасибо, прочитала Ваше сочинение с удовольствием.

Удачи на ЕГЭ! Пусть Ваш балл на экзамене будет максимальным!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку