Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Для чего нужно жить человеку?
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Совершенно по-другому считает Райский. Он не согласен с Козловым и думает, что «жизнь «для себя и про себя» - не жизнь, а пассивное состояние…». Райский считает, что в жизни нужно идти вперёд и саморазвиваться. Человеку необходимо прогрессировать: «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман…» - именно для этого нужно жить человеку.
Примеры противопоставлены друг другу. Они дают ясно понять, что у каждого человека разные цели в жизни.
Автор считает, что человек должен делать что-то для окружающих, а не только жить для себя.
Я согласна с позицией автора, ведь каждый человек должен совершенствовать и себя, и окружающий мир. Например, в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня посвятила свою жизнь помощи другим людям. Матрёна отдавала себя во благо обществу. И радовалась тому, что она делает других счастливыми. Таким образом, героиня жила не для себя, а для других и это для неё было тем, для чего нужно жить.
В заключение хочется сказать, что люди, которые отдают себя во благо другим и считают это целью своей жизни, идут вперёд и делают мир лучше.
Здравствуйте, Юлиана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен.
Он не верит людей |
Таким образом, можно сделать вывод, что Леонтию «никуда дальше своего угла не хотелось…». |
Пример 2 указан, пояснен (уберите цитаты в пример–иллюстрацию). Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно.
Примеры противопоставлены друг другу. Они дают ясно понять, что у каждого человека разные цели в жизни. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно по отношению к проблемному вопросу. ПА и ПВ должны составлять вопросно-ответную связь.
Вопрос Для чего нужно жить человеку? Ответ человек должен делать что-то для окружающих, а не только жить для себя. Нарушена логика (- по К5) |
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов
Ошибки:
Размышляя над проблемой, автор рассказывает о споре Козлова и Райского о взглядах на жизнь. |
K6 - Точность и выразительность речи – 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
Внимание
Маленькая буква в цитате, оформленной как часть бессоюзного сложного предложения.
Человеку необходимо прогрессировать: «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман…» - именно для этого нужно жить человеку. |
Ошибки:
«… никого не трогаю и меня никто не трогает» ЗПТ - говорил Козлов. |
Таким образом, героиня жила не для себя, а для других ЗПТ и это для неё было тем, для чего нужно жить. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Леонтий Козлов считал, что жить нужно «про себя и для себя». Он не верит людей, ему интересней проводить время за книгами. |
Матрёна отдавала себя во благо обществу. И радовалась тому, что она делает других счастливыми. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Размышляя над проблемой, автор рассказывает о споре Козлова и Райского о взглядах на жизнь. Леонтий Козлов считал, что жить нужно «про себя и для себя». |
Человеку необходимо прогрессировать: «люди рвутся вперёд, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман…» - именно для этого нужно жить человеку. |
Например, в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня посвятила свою жизнь помощи другим людям. Матрёна отдавала себя во благо обществу. И радовалась тому, что она делает других счастливыми. |
И радовалась тому, что она делает других счастливыми. Таким образом, героиня жила не для себя, а для других и это для неё было тем, для чего нужно жить. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, глубиной анализа текста.
Шлифуйте формулировки проблемы и позиции автора, обратите внимание на логику и речь (повторы).
Удачи на ЕГЭ!