Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Значение матери в жизни человека
-
Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери(1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
(4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
(7)Все в мире открывала Андрею мать.
— (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
— (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
(12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
— (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
— (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
(20)Мать ответила радостным смехом:
— (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
(22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
(23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
— (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
(27)Мать ответила:
— (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
(31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
(32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
(37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
(40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
— (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
— (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
(52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
— (53)Здравствуй, милый!
(54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
(По Ф. Вигдоровой*)
* Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
Главному герою Андрею «все в мире открывала» мама. Она не только научила его простым вещам: слушать тишину, молча сидеть в сумерках, восхищаться природой, но и воспитывала так, что он сам не знал о том, что его «воспитывают»: давала советы, отвечала на все вопросы и учила не ябедничать на друзей. У них были доверительные отношения, поэтому всё они делали вдвоем и уроки, и домашние дела. Мать для Андрея была настоящим другом.
Благодаря сравнению уже в следующем эпизоде Ф.А.Вигдорова наглядно изображает, что отношения между сыном и матерью были теплыми и крепким. Спустя много лет после ее смерти, когда повзрослевшему Андрею было тяжело, он вспоминал чашку с молоком, материнский голос и "простое слово "Здравствуй!", и это наполняло его ощущением покоя.
Автор текста приводит нас к выводу, что забота матери очень важна для ребенка. Она учит его любви к окружающим мелочам, доброте.
Я согласна с позицией автора. Материнская любовь играет значительную роль в формировании человека. Так в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» примером таких отношений служит семья Ростовых. Каждый из ее членов не бросает другого в горе или беде. Наташа делится всеми эмоциями с матерью, просит у нее совета. Графиня в свою очередь гордится дочкой и помогает ей.
Прочитав этот текст, понимаешь, что важную роль в жизни человека играет самый близкий человек – мама.
Здравствуйте, Ксения!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, не пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл
Ошибки:
Сделайте микровывод после собственной позиции.
Прочитав этот текст, понимаешь, что важную роль в жизни человека играет самый близкий человек – мама. |
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Ошибки:
Спустя много лет после ее смерти, когда повзрослевшему Андрею было тяжело, он вспоминал чашку с молоком, материнский голос и "простое слово "Здравствуй!", и это наполняло его ощущением покоя. |
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла
Ошибки:
Она не только научила его простым вещам: слушать тишину, молча сидеть в сумерках, восхищаться природой, ТИРЕ но и воспитывала так, что он сам не знал о том, что его «воспитывают»: давала советы, отвечала на все вопросы и учила не ябедничать на друзей. У них были доверительные отношения, поэтому всё они делали вдвоем ДВОЕТОЧИЕ и уроки, и домашние дела. |
Материнская любовь играет значительную роль в формировании человека. Так ЗПТ в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир» примером таких отношений служит семья Ростовых. |
К9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Ошибки:
Она не только научила его простым вещам: слушать тишину, молча сидеть в сумерках, восхищаться природой, но и воспитывала так... |
Благодаря сравнению уже в следующем эпизоде Ф.А.Вигдорова наглядно изображает |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием и выводом.
Удачи на ЕГЭ!