Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль матери в жизни ребенка?

  • Текст: Ф. А. Вигдорова. О любви матери
    (1)Андрей родился и рос в Калуге. (2)На окраине стоял бревенчатый просторный дом. (3)Запах смолы не выветривался, не уходил из него, хотя бревна, из которых он был сложен, были очень старые.
    (4)Когда приходила весна, весь дом наполнялся запахами земли, листвы, сада. (5)Комнаты были прохладные, полы крашеные, чисто вымытые, а в раскрытые окна бежал ветер. (6)И теперь, когда Андрей стал взрослым, каждая новая весна несла ему эти незабываемые запахи его детства — земли, травы, ветра.
    (7)Все в мире открывала Андрею мать.
    — (8)Послушай, как тихо, — говорила она. (9)И он понял, что тишину можно слушать.
    — (10)Не зажигай света, — просила она, — посидим так. — (11)И он узнал, как хорошо посумерничать и помолчать вдвоем.
    (12)Однажды поздней осенью они шли по лесу, по желтым лесным дорожкам. (13)Только выпал первый снег — тонкий, редкий, словно не снег, а изморось. (14)И вдруг мама сказала:
    — (15)Посмотри, березовые листья как золотые пятаки на снегу. (16)Верно? (17)А кленовые — как будто след птичьей лапки. (18)А вот дубовый, распластанный — погляди.
    — (19)Как след медведя! — сказал Андрей.
    (20)Мать ответила радостным смехом:
    — (21)Да, да! Как будто медведь прошел!
    (22)Да, видеть это, радоваться этому тоже научила его она.
    (23)Он не мог бы рассказать, как она воспитывала его, он и не знал, что его «воспитывают». Однажды, вернувшись из школы, он сказал:
    — (24)Мама, Елена Федоровна говорит: «Москвин, ты ведешь себя примерно, я поручаю тебе после уроков приносить мне фамилии ребят, которые плохо ведут себя на перемене». (25)Что же мне делать? (26)Не стану я записывать
    (27)Мать ответила:
    — (28)Отчего же? (29)Пиши! (30)Да только всегда одну фамилию — свою собственную.
    (31)Андрею стало весело — в самом деле, как хорошо и просто она придумала.
    (32)Всю домашнюю работу они делали вдвоем: мыли полы, летом белили стены (мать не признавала маляров). (33)Когда она стирала, Андрей приносил из колодца воду. (34)А полоскать ходили на речку. (35)Они вместе несли корзину с бельем, и по дороге он мог спрашивать обо всем на свете. (36)Она никогда не отвечала: «Тебе это рано знать» или: «Ты этого не поймешь».
    (37)Однажды она рассказала Андрею историю английского капитана Скотта, который открыл Южный полюс на пятнадцать дней позже норвежца Амундсена. (38)Андрея долго не оставляла мысль о том, как они шли обратно — пятеро друзей по снежной пустыне на отяжелевших лыжах, обманутые в своей надежде, в своей мечте. (39)Подумать только — опоздать на пятнадцать дней!
    (40)Он видел капитана, который, лежа в палатке, окоченевшей рукой выводил на бумаге последние слова друзьям и родным. (41)Их нашли мертвыми. (42)Кажется, через год. (43)Они лежали так, как их застала смерть, — обманутые, обессиленные, но не сдавшиеся. (44)«Тогда не было самолетов, — думал Андрей. — (45)Я бы сел на самолет и полетел бы к ним. (46)Я приземлился бы и — вот она, палатка, я бегу, бегу туда, ноги вязнут в снегу…»
    — (47)Капитан Скотт, — говорил он дрогнувшим голосом, — вы спасены! (48)Я советский летчик! (49)Я прилетел за вами!
    — (50)Как я рад! — отвечала за капитана Скотта мама. (51)Этот ответ казался Андрею легкомысленным, он ожидал слов более высоких, красивых, торжественных, а все же он радовался, что она так быстро, так легко вошла в игру, не придирается, не говорит: «Тогда еще не было советских летчиков», — нет, ей ничего не надо объяснять.
    (52)Проснувшись утром, Андрей слышал:
    — (53)Здравствуй, милый!
    (54)Так говорила она и проводила рукой по его щеке. (55)И звук этого голоса он вызывал в своей памяти всякий раз, когда ему бывало трудно, уже много времени спустя после ее смерти. (56)«Здравствуй!» — это слово означало, что начинался день, что они будут вместе. (57)И сейчас, уже взрослым, увидев чашку с молоком, он вспоминал ту, белую в красных горошинах чашку, которая ждала его когда-то на кухонном столе. (58)Придя из школы, он останавливался у порога и переобувался, чтобы не наследить в комнатах. (59)И горячая плита, и потрескиванье дров, и чашка с молоком, и простое слово «Здравствуй!» — все это наполняло его ощущением покоя.
    (По Ф. Вигдоровой*)
    * Вигдорова Фрида Абрамовна (1915−1965) — русская советская писательница, журналист.
29.01.2023 17:55:18
Автор: Олеся Лочкарева

Какова роль матери в жизни ребенка? Эту проблему поднимает Ф.Вигдорова в предложенном для анализа тексте.

Писательница рассказывает о том, что главному герою, Андрею, «все в мире» открывала его мать. Она научила сына многому, например, слушать тишину и молчать вдвоем, радоваться тому, что листья напоминают разные силуэты. Каждая мать стремится к тому, чтобы их дети радовались простым вещам в жизни, стремится дать все самое лучшее.

Также матери необходимо воспитать своего ребенка, что и делала мать Андрея. Когда мальчику в школе поручили писать имена тех, кто плохо себя вел на перемене, мама предложила каждый раз писать свою собственную фамилию. Таким образом она показала, что отношения между одноклассниками важны, ими стоит дорожить и что стукачество – это плохо. Первым воспитателем каждого ребенка является мама. От того, как она это делает, зависит очень многое, поэтому необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы воспитание не было простыми нравоучительными уроками. Нужно не только заинтересовать ребенка, но и сделать так, чтобы он воспринимал информацию правильно.

Примеры дополняют друг друга, вместе они показывают, что мать – это самый важный человек в жизни ребенка. Первый пример показывает, что мама учит чуткости и внимательности, учит находить счастье в мелочах, прививает к сыну чувство любви. Второй пример говорит о том, что мама помогает думать о последствиях, показывает, что за свои поступки надо брать на себя ответственность и думать о других.

Авторская позиция однозначна: Ф. Вигдорова считает, что материнское воспитание – это основополагающая вещь для каждого ребенка. Именно мать учит нравственным ценностям, нормам морали, понятиям добра и зла.  

Я согласна с позицией автора. Для меня мама, несомненно, главный и самый важный человек в жизни. Она на своем примере мне показала, что не нужно бояться ответственности, изменений, самостоятельности. Мама помогла мне найти себя, помогла не сбиться с пути. В трудные времена она тоже всегда рядом, за что я ее благодарю.

Таким образом, предложенный текст помогает задуматься о том, какое же место занимает мама в жизни каждого человека. Для меня мама – это единственный человек, который будет любить тебя, несмотря на все недостатки и ошибки, и она играет большую роль в жизни ребенка.
Количество слов - 342

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Олеся!

Вы написали довольно грамотную работу, которая красноречиво свидетельствует, что вам знакомы основные требования, предъявляемые к сочинению.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (открытия, которые делают дети благодаря матери) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (пример достойного воспитания, формирование нравственных ценностей) указан, пояснен.

Первый пример получился менее убедительный, чем второй.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки:

Также матери необходимо воспитать своего ребенка, что и делала мать Андрея. Когда мальчику в школе поручили писать имена тех, кто плохо себя вел на перемене, мама предложила каждый раз писать свою собственную фамилию...
Нельзя начинать абзац союзом "также" (логическая ошибка).

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

Отсутствие максимума по К10.

Ошибки:

Авторская позиция однозначна: Ф. Вигдорова считает, что материнское воспитание – это основополагающая вещь для каждого ребенка. Именно мать учит нравственным ценностям, нормам морали, понятиям добра и зла.  
Я бы не рекомендовала использовать слово "вещь".

На мой взгляд, в ряду предложенных вами однородных членов есть смысловые повторы (например, понятия добра и зла входят в понятие "нравственные ценности").  

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Писательница рассказывает о том, что главному герою, Андрею, «все в мире» открывала его мать.
Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Каждая мать стремится к тому, чтобы их дети радовались простым вещам в жизни, стремится дать все самое лучшее.
Использование множественного числа вместо единственного.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

Каждая мать стремится к тому, чтобы их дети радовались простым вещам в жизни, стремится дать все самое лучшее.
Повторы.
Таким образом она показала, что отношения между одноклассниками важны, ими стоит дорожить и что стукачество – это плохо.
Использование грубого, просторечного слова  (сниженная лексика).

Примеры дополняют друг друга, вместе они показывают, что мать – это самый важный человек в жизни ребенка. Первый пример показывает, что мама учит чуткости и внимательности, учит находить счастье в мелочах, прививает к сыну чувство любви. Второй пример говорит о том, что мама помогает думать о последствиях, показывает, что за свои поступки надо брать на себя ответственность и думать о других.
Старайтесь избегать повторов.
Для меня мама – это единственный человек, который будет любить тебя, несмотря на все недостатки и ошибки, и она играет большую роль в жизни ребенка.
Возникла небольшая путаница в местоимениях (меня - 1 лицо, тебя - 2 лицо), во второй части предложение у вас уже появляется 3 лицо (в жизни ребёнка - его (он)).
Можно было бы вообще отказаться от употребления местоимения:
Для меня мама -- единственный человек, который любит, несмотря на недостатки, ошибки...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над точностью речи, речевым оформлением. Постарайтесь избегать повторов, никогда не начинайте абзац словом "также". Уверена, что вы напишете сочинение на высокие баллы.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку