Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема познание мира

  • Текст: М. Горький. О познании мира
    (1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
    (4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
    (10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
    — (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
    (15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    (20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
    — (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
    (30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
    (34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
    (По М. Горькому*)
    * Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.

28.01.2023 08:10:33
Автор: Алексей Яковлев

      Как можно понять мир и познать мир? Над этой проблемой размышляет в предложенном для анализа тексте М.Горький.
      Рассуждая над проблемой, автор рассматривает, во-первых, "как возник мир", в котором он живёт. Он спрашивает у многих людей своими детскими вопросами, одни его искренно не понимали, другие думали, что он занимался "ерундой". Этот пример доказывает, что некоторые люди не ценят и не понимают о том, что говорят.
      Во-вторых, чтобы читатель осознал важность проблемы, автор знакомит нас с Николаем Захаровичем. У этого человека было своё мнение, он думал, чтобы познать мир, человеку нужно быть спокойным. Так он хотел сказать, что человеку нужно своё мнение.
      Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что в первом примере говорится о том, как люди не понимают и не ценят, что говорят. А во-втором примере говорится о человеке у которого есть своё мнение.
      Позиция автора ясна, у каждого человека должен быть своё мнение, чтобы понять и познать, как устроен мир, не надо слушать других.
      Я согласен с мнением автора, чтобы понять познание мира, нужно быть спокойным и самим собой. Давайте вспомним произведение Андрея Платонова "Юшка", в этом рассказе есть главный герой Ефим. Люди над ним издевались, смеялись, избивали, но после этого он оставался самим собой, он не злился на людей, он был очень добрым. Итак, после прочтения этого произведения становится понятно, насколько важно "жить своим умом", нужно своё мнение и быть спокойным.
      Таким образом, прочитав этот текст, можно сказать, что проблема познания мира заключается в том, что человеку нужна "свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку".

Количество слов - 252

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Алексей!

Вы знакомы с основными требованиями к структуре сочинения по прочитанному тексту, но содержательная часть говорит о том, что необходимо много работать, совершенствуя речевое оформление, логику развития мысли.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.

Как можно понять мир и познать мир?
Вариант изменения. Как можно понять мир и познать его? Кроме того, не очень уместно употреблять два близких по смыслу глагола (понять, познать) в формулировке проблемы.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий выглядит неубедительно. Задача комментария -- доказать, что в тексте есть именно та проблема, которую вы обозначаете. Прочитайте ещё раз внимательно формулировку проблемы (она, как я уже отмечала, неудачная) и комментарий. Вопросительное слово "как" предполагает, что будет объяснён процесс познания мира, способ его познания и т.д.

Пример 1 в сочинении указан, сделана попытка пояснения, но пояснение не связано с примером. Кроме того, пример выглядит неубедительно.

Рассуждая над проблемой, автор рассматривает, во-первых, "как возник мир", в котором он живёт. Он спрашивает у многих людей своими детскими вопросами, одни его искренно не понимали, другие думали, что он занимался "ерундой". Этот пример доказывает, что некоторые люди не ценят и не понимают о том, что говорят.
Пример 2 указан, пояснение носит формальный характер.
Во-вторых, чтобы читатель осознал важность проблемы, автор знакомит нас с Николаем Захаровичем. У этого человека было своё мнение, он думал, чтобы познать мир, человеку нужно быть спокойным. Так он хотел сказать, что человеку нужно своё мнение.
Взаимосвязь между примерами проанализирована формально. Так как засчитаны только примеры (без пояснений), анализ связи не может быть оценён. К сожалению, вынуждена отметить, что если бы пояснения были засчитаны, всё равно в таком виде анализ связи получил бы 0 баллов.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство: проблема - вопрос, ПА - ответ на вопрос. В вашем случае ПА не является ответом на обозначенный вопрос.

Позиция автора ясна, у каждого человека должен быть своё мнение, чтобы понять и познать, как устроен мир, не надо слушать других.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, невнятный тезис, обоснование тезиса.

Я согласен с мнением автора, чтобы понять познание мира, нужно быть спокойным и самим собой. Давайте вспомним произведение Андрея Платонова "Юшка", в этом рассказе есть главный герой Ефим. Люди над ним издевались, смеялись, избивали, но после этого он оставался самим собой, он не злился на людей, он был очень добрым. Итак, после прочтения этого произведения становится понятно, насколько важно "жить своим умом", нужно своё мнение и быть спокойным.
Поскольку позиция автора не засчитана, то автоматически обнуляется К4 (если К3 - 0 баллов, то К4 - 0 баллов).
Совет: постарайтесь исключить подобную призывность (давайте вспомним).
Какую смысловую нагрузку несёт фраза "в этом рассказе есть главный герой Ефим"?

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

К величайшему сожалению, вынуждена отметить, что логику ваших мыслей было понять непросто. Возможно, это происходило ещё и из-за речевых ошибок, многочисленных повторов, неточно выраженных суждений и т.д.

Ошибки:

Я согласен с мнением автора, чтобы понять познание мира, нужно быть спокойным и самим собой.
Мысль, которую вы хотите выразить, трудно понять.
Люди над ним издевались, смеялись, избивали, но после этого он оставался самим собой, он не злился на людей, он был очень добрым. Итак, после прочтения этого произведения становится понятно, насколько важно "жить своим умом", нужно своё мнение и быть спокойным.
Вывод совершенно нелогичен. Издевательства окружающих, безропотность Юшки, на мой взгляд, не связаны с мыслью о важности оставаться самим собой.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Если К10 меньше 2 баллов, снимает(-ют)ся балл (баллы) по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

А во-втором примере говорится о человеке у которого есть своё мнение.
Раздельное написание предлогов с другими словами. Правильно: во втором.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

А во-втором примере говорится о человеке ЗПТ у которого есть своё мнение.
Пропущена запятая в СПП (придаточное определительное).
Позиция автора ясна, у каждого человека должен быть своё мнение, чтобы понять и познать, как устроен мир, не надо слушать других.
В данном случае лучше поставить двоеточие.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор рассматривает, во-первых, "как возник мир", в котором он живёт.
Нарушение управления. Рассуждая (о чём?) о проблеме.
Этот пример доказывает, что некоторые люди не ценят и не понимают о том, что говорят.
Нарушение управления, неправильно построено предложение с однородными членами.  Не ценят (что?), не понимают (что? чего?).
Позиция автора ясна, у каждого человека должен быть своё мнение, чтобы понять и познать, как устроен мир, не надо слушать других.
Правильно: должно быть своё мнение.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор рассматривает, во-первых, "как возник мир", в котором он живёт.
Неправильно подобрано слово. Если включить в предложение слово "вопрос", тогда мысль выглядит уже не так странно.
Он спрашивает у многих людей своими детскими вопросами, одни его искренно не понимали, другие думали, что он занимался "ерундой".
Нарушение лексической сочетаемости.  Вопросы всё-таки лучше задавать. Вариант исправления: Он задаёт вопросы.
Рассуждая над проблемой, автор рассматривает, во-первых, "как возник мир", в котором он живёт. Он спрашивает у многих людей своими детскими вопросами, одни его искренно не понимали, другие думали, что он занимался "ерундой".
Повторы.
У этого человека было своё мнение, он думал, чтобы познать мир, человеку нужно быть спокойным. Так он хотел сказать, что человеку нужно своё мнение.
Повторы.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что в первом примере говорится о том, как люди не понимают и не ценят, что говорят. А во-втором примере говорится о человеке у которого есть своё мнение.
Повторы.
Я согласен с мнением автора, чтобы понять познание мира, нужно быть спокойным и самим собой.
Нарушение лексической сочетаемости. Понять познание мира невозможно.
Лучше сказать так: нужно проявлять спокойствие  и оставаться самим собой.  

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми компонентами содержания сочинения (проблемой, комментарием, позицией автора, отношением к позиции автора), речевым оформлением, грамматикой. Советую воспользоваться прекрасной возможностью: смотрите бесплатные вебинары на сайте "Могу писать", которые будут проводиться по понедельникам в 17.00. Начало - 6 февраля. Присоединяйтесь! Первый вебинар проведёт педагог из Перми -- А.Р. Чудинова. Вебинары доступны в записи.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку