Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема свободы мысли и слова

  • Текст: М. Горький. О познании мира
    (1)Я давно уж почувствовал необходимость понять, как возник мир, в котором живу, и каким образом постигаю его. (2)Это естественное и очень скромное желание незаметно выросло у меня в неодолимую потребность и со всей энергией юности я стал настойчиво обременять знакомых «детскими» вопросами. (3)Одни искренно не понимали меня, другие, тяжело высмеивая, находили, что я занимаюсь «ерундой».
    (4)Среди знакомых моих появился странного вида студент в изношенной шинели, в короткой синей рубахе, которую ему приходилось часто одергивать сзади, дабы скрыть некоторый пробел в нижней части костюма. (5)Близорукий, в очках, с маленькой, раздвоенной бородкой, он носил длинные волосы «нигилиста»; удивительно густые, рыжеватого цвета, они опускались до плеч его прямыми, жёсткими прядями. (6)В лице этого человека было что-то общее с иконой «Нерукотворенного Спаса». (7)Двигался он медленно, неохотно, как бы против воли; на вопросы, обращенные к нему, отвечал кратко и не то угрюмо, не то насмешливо. (8)Я заметил, что он, как Сократ, говорит вопросами. (9)К нему относились неприязненно.
    (10)Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись. (11)Звали его Николай Захарович Васильев, по специальности он был химик.
    — (12)Ты человек, каким я желаю тебе остаться до конца твоих дней. (13)Помни то, что уж чувствуешь: свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. (14)Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, всё исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни, её неустанное движение, бесконечную смену явлений действительности.
    (15)Он встал, обошел вокруг стола и сел рядом со мною.
    — (16)Всё, что я сказал тебе, вполне умещается в трех словах: живи своим умом! (17)Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг; я вообще никого и ничему не могу учить, кроме математики. (18)Я рассказываю. (19)Особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня: это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо.
    (20)Он бросил папиросу на землю, растоптав её двумя слишком сильными ударами ноги. (21)Но тотчас закурил другую папиросу и, нагревая на огне спички ноготь большого пальца, продолжал, усмехаясь невесело:
    — (22)Вот, например, я думаю, что человечество до конца дней своих будет описывать факты и создавать из этих описаний более или менее неудачные догадки о существе истины или же, не считаясь с фактами, творить фантазии. (23)Над этим — Бог. (24)Но Бог — это для меня неприемлемо. (25)Может быть, он и существует, но я его не хочу. (26)Видишь, как нехорошо я думаю. (27)Да, брат... (28)Есть люди, которые считают идеализм и материализм совершенно равноценными заблуждениями разума. (29)Они в положении чертей, которым надоел грязный ад, но не хочется и скучной гармонии рая.
    (30)Он вздохнул, прислушался к пению виолончели.
    — (31)Умные люди говорят, что мы знаем только то, что думаем по поводу видимого нами. (32)А ты и в это не верь! (33)Ищи сам...
    (34)Я был глубоко взволнован его речью. (35)Я понял в ней столько, сколько надо было понять для того, чтоб почувствовать боль души Николая. (36)Взяв друг друга за руки, мы с минуту стояли молча. (37)Хорошая минута! (38)Вероятно, одна из лучших минут счастья, испытанного мною в жизни.
    (По М. Горькому*)
    * Алексей Максимович Горький (1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург.

25.01.2023 14:56:30
Автор: Анатолий Соболев

В чëм заключается свобода мысли и слова? Над этим вопросом рассуждает в предложено для анализа тексте А. М. Горький.

Рассуждая над проблемой, автор повествует о мальчике, который хочет познать этот мир. У него есть очень много вопросов к окружающим, но они не одобряют его рвения к познания мира. Люди называют вопросы мальчика ,,ерундой." Они не способные мыслить и ограничены в своих стремлениях. Этот пример показывает, что некоторые люди не ценят и не дорожат свободой слова, для них она просто не нужна.

Далее писатель знакомит нас с ещё одним персонажем - студентом Николаем Захаровичем. Он наоборот считает, что свобода мысли это  ,,единственная и самая ценная свобода, данная человеку." Студент учит мальчика правильным вещам, что он не обязан думать как все, у него может быть виденье мира и конкретной ситуации. Именно в этом и заключается свобода мысли и слова для него.

Комментарии противопоставлены друг другу, в первом мы можем увидеть людей, которые не понимают свободы мысли и слова, а во втором на оборот, герой ставит её на первое место в жизни.

Авторская позиция понятна и заключается в том, что мы можем мыслить и говорить о чëм захотим, и не важно что это будет перечить общественному мнению.

Я согласен с мнением автора, но считаю, что не нужно забывать, что не всë, о чëм ты думаешь, можно совершить в жизни. Так в романе Достоевского  ,,Преступление и наказание'' Родион Раскольников думал том, чтобы убить бабку процентщицу. Ладно бы он только думал об этом, хотя мысли о преступлениях это и плохо, но это были бы просто мысли, то не произошло бы трагедии. Родион совершил убийство, а именно пересëк границу дозволенного. На этом примере, мы понимаем, что свобода слова и мысли это хорошо, но не нужно забывать, о том, что это только мысли.

Проанализировав текст Горького, я сделал вывод, что важно ценить свободу слова и мысли, и не важно что о твоих суждениях думают другие люди.
Количество слов - 311

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Анатолий!

К сожалению, в работе допущено много ошибок, которые показывают, что у вас есть проблемы с написанием сочинения. Внимательно изучите рецензию и постарайтесь проработать все ошибки, чтобы в следующий раз написать работу, за которую вы сможете набрать больше баллов.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (непонимание окружающих желания рассказчика познать мир) в сочинении указан, пояснен. Но хочу обратить внимание на фактическую неточность. Думаю, что слово "мальчик" не совсем уместно. В тексте есть словосочетание "со всей энергией юности", поэтому логичнее назвать героя юношей, молодым человеком, но не мальчиком. Возможно, вы обратили внимание на словосочетание "обременять знакомых "детскими" вопросами".  Слово "детскими" заключено в кавычки.

Рассуждая над проблемой, автор повествует о мальчике, который хочет познать этот мир. У него есть очень много вопросов к окружающим, но они не одобряют его рвения к познания мира. Люди называют вопросы мальчика ,,ерундой."
Пример 2 (знакомство главного героя с Николаем Захаровичем Васильевым, роль студента в жизни героя) указан, пояснен. И во втором примере вы настойчиво употребляете слово "мальчик", что, конечно, неверно.
Студент учит мальчика правильным вещам, что он не обязан думать как все, у него может быть виденье мира и конкретной ситуации.
В тексте есть такое предложение: "Я познакомился с ним, и, хотя он был старше меня года на четыре, мы быстро, дружески сошлись". Это говорит о том, что рассказчик -- юный человек, но всё-таки называть его мальчиком, на мой взгляд, не очень уместно.

Взаимосвязь между примерами проанализирована формально, поэтому засчитана не будет. Кроме того, вы примеры-иллюстрации назвали "комментариями":
Комментарии противопоставлены друг другу, в первом мы можем увидеть людей, которые не понимают свободы мысли и слова, а во втором на оборот, герой ставит её на первое место в жизни.
Рекомендация: связь лучше анализировать способом "разведение примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи. Нужно указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис и обоснование тезиса не подтверждают авторскую позицию.

Я согласен с мнением автора, но считаю, что не нужно забывать, что не всë, о чëм ты думаешь, можно совершить в жизни. Так в романе Достоевского  ,,Преступление и наказание'' Родион Раскольников думал том, чтобы убить бабку процентщицу. Ладно бы он только думал об этом, хотя мысли о преступлениях это и плохо, но это были бы просто мысли, то не произошло бы трагедии. Родион совершил убийство, а именно пересëк границу дозволенного. На этом примере, мы понимаем, что свобода слова и мысли это хорошо, но не нужно забывать, о том, что это только мысли.
Мысли выражены крайне путано. Балл будет снижен по К5.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: +  1 балл

В сочинении есть логические ошибки.

Ошибки:

Я согласен с мнением автора, но считаю, что не нужно забывать, что не всë, о чëм ты думаешь, можно совершить в жизни.
Так с чем же вы всё-таки согласны? Союз "но" -- маркер противопоставления. Значит, вы не согласны с автором?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

В сочинении много речевых ошибок, есть тенденция к однообразии синтаксических конструкций (например, вы часто используете сложные предложения с союзом "что").

Ошибки:

Студент учит мальчика правильным вещам, что он не обязан думать как все, у него может быть виденье мира и конкретной ситуации.
Советую осторожнее использовать в сочинении слово "вещь".

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов

Ошибки:

В чëм заключается свобода мысли и слова? Над этим вопросом рассуждает в предложено для анализа тексте А. М. Горький.
Описка (пропущена буква М в слове "предложенном"). В причастии "предложенном" пишется НН.
Студент учит мальчика правильным вещам, что он не обязан думать как все, у него может быть виденье мира и конкретной ситуации.
Неверное написание слова "видение" (способность воспринимать и оценивать окружающее каким-л. образом).

Комментарии противопоставлены друг другу, в первом мы можем увидеть людей, которые не понимают свободы мысли и слова, а во втором на оборот, герой ставит её на первое место в жизни.
Слово "наоборот" пишется слитно.
Авторская позиция понятна и заключается в том, что мы можем мыслить и говорить о чëм захотим, и не важно  что это будет перечить общественному мнению.
Неважно пишется слитно.
Так в романе Достоевского  ,,Преступление и наказание'' Родион Раскольников думал том, чтобы убить бабку ДЕФИС процентщицу.
Во-первых, Ф.М. Достоевский называл Алёну Ивановну старухой-процентщицей, а не бабкой. Сочетание "старуха-процентщица" пишется через дефис, т. к. процентщица - приложение.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Он ЗПТ наоборот ЗПТ считает, что свобода мысли ТИРЕ это  ,,единственная и самая ценная свобода, данная человеку."
Не обособлено вводное слово "наоборот".

Не поставлено тире между подлежащим и сказуемым.

Комментарии противопоставлены друг другу, в первом мы можем увидеть людей, которые не понимают свободы мысли и слова, а во втором ЗПТ на оборот, герой ставит её на первое место в жизни.
Вводное слово.
Авторская позиция понятна и заключается в том, что мы можем мыслить и говорить о чëм захотим, и не важно ЗПТ что это будет перечить общественному мнению.
Не нужна запятая перед союзом и, так как он соединяет однородные придаточные.

Нужна запятая перед придаточным предложением.

На этом примере, мы понимаем, что свобода слова и мыслиТИРЕ это хорошо, но не нужно забывать, о том, что это только мысли.
Лишняя запятая. Отсутствие тире перед ЭТО.
Проанализировав текст Горького, я сделал вывод, что важно ценить свободу слова и мысли, и не важно ЗПТ что о твоих суждениях думают другие люди.
Лишняя запятая (однородные придаточные). Нет запятой перед придаточным изъяснительным.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Над этим вопросом рассуждает в предложено для анализа тексте А. М. Горький.
Нарушение управления. Рассуждает (о чём?).
Рассуждая над проблемой, автор повествует о мальчике, который хочет познать этот мир.
Нарушение управления. Правильно: рассуждая (о чём?) о проблеме.
Они не способные мыслить и ограничены в своих стремлениях.
Нарушение в построении предложения с однородными членами. Правильно: Они неспособны мыслить и ограничены...
Этот пример показывает, что некоторые люди не ценят и не дорожат свободой слова, для них она просто не нужна.
Нарушение в построении предложения с однородными членами (глаголы-сказуемые требуют разного управления). Не ценят (что?) свободу, не дорожат (чем?) свободой. Правильно: не ценят свободу и не дорожат ею.

Нарушение управления. Правильно: им она не нужна.

Комментарии противопоставлены друг другу, в первом мы можем увидеть людей, которые не понимают свободы мысли и слова, а во втором на оборот, герой ставит её на первое место в жизни.
Употребление единственного числа вместо множественного (свобода мысли и слова -- герой ставит ИХ).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая над проблемой, автор повествует о мальчике, который хочет познать этот мир. У него есть очень много вопросов к окружающим, но они не одобряют его рвения к познания мира. Люди называют вопросы мальчика ,,ерундой." Они не способные мыслить и ограничены в своих стремлениях.
Повторы.
Именно в этом и заключается свобода мысли и слова для него.
Неудачный порядок слов.
Комментарии противопоставлены друг другу, в первом мы можем увидеть людей, которые не понимают свободы мысли и слова, а во втором на оборот, герой ставит её на первое место в жизни.
Употребление слова в несвойственном значении. Правильно: примеры противопоставлены.
Авторская позиция понятна и заключается в том, что мы можем мыслить и говорить о чëм захотим, и не важно что это будет перечить общественному мнению.
Использование разговорного слова.
Ладно бы он только думал об этом, хотя мысли о преступлениях это и плохо, но это были бы просто мысли, то не произошло бы трагедии.
Нарушение стилистической однородности. Недопустимо использовать разговорные обороты в сочинении. Повторы частицы "бы".
Родион совершил убийство, а именно пересëк границу дозволенного.
Нарушение лексической сочетаемости. Варианты: нарушил границу, перешёл границу, переступил и т.д.
На этом примере, мы понимаем, что свобода слова и мысли это хорошо, но не нужно забывать, о том, что это только мысли.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: есть фактическая неточность, о которой я написала в критерии К2. Будьте внимательнее!

Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми компонентами сочинения: содержанием, композицией, грамотностью, речью.

Искренне советую присоединиться к бесплатному марафону вебинаров по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ на сайте "Могу писать". Старт - 6 февраля. Каждый понедельник в 17.00 по московскому времени вы сможете в онлайн-режиме или в записи смотреть, как опытные преподаватели разбирают реальные тексты ЕГЭ 2022 года. Думаю, что вы почерпнёте много полезной информации.  

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 0
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 10

Возврат к списку