Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Каким должен быть отдых?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
25.01.2023 00:36:47
Автор: Алёна Романовская

В тексте, предложенном для анализа, Б.Л. Васильев ставит проблему: каким должен быть отдых?
      В Начале текста автор повествует о вечернем отдыхе в его семье, в процессе которого все заняты делом. Бабушка готовит кушать, сестры читают, сам автор играет. Акцент он делает на том, что никто даже не задумывается об отдыхе в формате безделья. Оно считается неправильным и даже нездоровым поведением.  С помощью данного примера автор доносит мысль о том, что отдых не должен проходить бесцельно и бесполезно.
      Далее Васильев в подтверждение своего мнения обращается к «Толковому словарю» Даля, где дается объяснение слова «отдыхать». На основе таково источника, становится ясно, что отдых является чем-то второстепенным и несущественным: сменой деятельности. Действительно, если посмотреть значение данного слова, то мы не получим сведений о том, что отдых равен безделью, так как в действительности все наоборот.
         Данные примеры-иллюстрации основаны на приеме подтверждения. В первом автор показывает свое мнение, а во втором подтверждает мысль, опираясь на «Толковый словарь» Даля.
         Позиция автора очевидна, он считает, что отдых не должен проявляться в абсолютном безделье и прокрастинации. Он представляет собой лишь смену деятельности.
.  Я согласна с мнение автора, необходимо выстраивать свой отдых на основе продуктивной смене деятельности, а не на безделье. Так мы в жизни можем наблюдать, как обычный отдых в современном мире, то есть бесцельные действия или же ничегонеделанье, является лишь пустой тратой времени. А когда он основан, на изменении рода деятельности в течении дня, тогда действительно ощущаешь себя отдохнувшем человеком.
    В заключение, хочу сказать, что важно правильно воспринимать слово «отдых» и не делать из него синоним слову «безделье».  Важно правильно организовывать свой досуг, делая из него полезное и целесообразное время препровождении .
Количество слов - 267

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Алена!

У вас получилось логичное и развернутое рассуждение, видно, что вы в целом знакомы со структурой работы и имеете навык анализа текста.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована. Непонятно, почему автор использовал именно этот вид связи, как связь примеров помогает раскрыть проблему.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование тезиса довольно невнятное, очень похоже на повторение тезиса. Постарайтесь обосновывать тезис более конкретными примерами.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: см. К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.

Ошибки:

На основе таково источника
Правильно: источника (какого?) такОГО
А когда он основан, на изменении рода деятельности в течении дня, тогда действительно ощущаешь себя отдохнувшем человеком.
Правильно: в течениЕ дня
Важно правильно организовывать свой досуг, делая из него полезное и целесообразное время препровождении
Правильно: времяпрепровождение

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

На основе таково источника, становится ясно, что отдых является чем-то второстепенным и несущественным: сменой деятельности.
Запятая поставлена необоснованно.

Двоеточие поставлено необоснованно.

Так ЗПТ мы в жизни можем наблюдать, как обычный отдых в современном мире, то есть бесцельные действия или же ничегонеделанье, является лишь пустой тратой времени.
Здесь ТАК = НАПРИМЕР, это вводное слово, нужна запятая.
А когда он основан, на изменении рода деятельности в течении дня, тогда действительно ощущаешь себя отдохнувшем человеком.
Запятая поставлена необоснованно.
В заключение, хочу сказать, что важно правильно воспринимать слово «отдых» и не делать из него синоним слову «безделье».
Запятая поставлена необоснованно.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Я согласна с мнение автора, необходимо выстраивать свой отдых на основе продуктивной смене деятельности, а не на безделье.
Правильно: на основе (чего?) сменЫ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В первом автор показывает свое мнение, а во втором подтверждает мысль, опираясь на «Толковый словарь» Даля.
Неверное словоупотребление. Правильно: высказывает.
Бабушка готовит кушать, сестры читают, сам автор играет.
Слово кушать стилистически ограничено, то есть не рекомендуется к употреблению в литературной речи. Фраза "автор играет", приведенная без каких-либо пояснений о возрасте автора, выглядит странно: получается, что автор не занят делом, а играет, тогда как другие работают.
Действительно, если посмотреть значение данного слова, то мы не получим сведений о том, что отдых равен безделью, так как в действительности все наоборот.
Повтор.
Данные примеры-иллюстрации основаны на приеме подтверждения.
Неудачное клише. Правильно: Чтобы связать между собой указанные примеры-иллюстрации, автор использует прием подтверждения.
Позиция автора очевидна, он считает, что отдых не должен проявляться в абсолютном безделье и прокрастинации. Он представляет собой лишь смену деятельности.
Некорректное использование местоимений.
Позиция автора очевидна, он считает, что отдых не должен проявляться в абсолютном безделье и прокрастинации. Он представляет собой лишь смену деятельности.
Употребление ограничительной частицы неуместно. Автор считает, что отдых ДОЛЖЕН состоять из смены деятельности.
В заключение, хочу сказать, что важно правильно воспринимать слово «отдых» и не делать из него синоним слову «безделье».  Важно правильно организовывать свой досуг, делая из него полезное и целесообразное время препровождении .
В первом случае лучше написать так: не считать его синонимом слова "безделье".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

На основе таково источника, становится ясно, что отдых является чем-то второстепенным и несущественным: сменой деятельности.
Вы существенно исказили мысль автора, передав ее неверно. Из ваших слов следует, что смена деятельности -- это нечто второстепенное и несущественное, тогда как в исходном тексте мысль выражена иначе: русские люди считали отдыхом смену деятельности.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением текста.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку