Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Каким должен быть отдых?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
25.01.2023 00:36:47
Автор: Алёна Романовская

В тексте, предложенном для анализа, Б.Л. Васильев ставит проблему: каким должен быть отдых?
      В Начале текста автор повествует о вечернем отдыхе в его семье, в процессе которого все заняты делом. Бабушка готовит кушать, сестры читают, сам автор играет. Акцент он делает на том, что никто даже не задумывается об отдыхе в формате безделья. Оно считается неправильным и даже нездоровым поведением.  С помощью данного примера автор доносит мысль о том, что отдых не должен проходить бесцельно и бесполезно.
      Далее Васильев в подтверждение своего мнения обращается к «Толковому словарю» Даля, где дается объяснение слова «отдыхать». На основе таково источника, становится ясно, что отдых является чем-то второстепенным и несущественным: сменой деятельности. Действительно, если посмотреть значение данного слова, то мы не получим сведений о том, что отдых равен безделью, так как в действительности все наоборот.
         Данные примеры-иллюстрации основаны на приеме подтверждения. В первом автор показывает свое мнение, а во втором подтверждает мысль, опираясь на «Толковый словарь» Даля.
         Позиция автора очевидна, он считает, что отдых не должен проявляться в абсолютном безделье и прокрастинации. Он представляет собой лишь смену деятельности.
.  Я согласна с мнение автора, необходимо выстраивать свой отдых на основе продуктивной смене деятельности, а не на безделье. Так мы в жизни можем наблюдать, как обычный отдых в современном мире, то есть бесцельные действия или же ничегонеделанье, является лишь пустой тратой времени. А когда он основан, на изменении рода деятельности в течении дня, тогда действительно ощущаешь себя отдохнувшем человеком.
    В заключение, хочу сказать, что важно правильно воспринимать слово «отдых» и не делать из него синоним слову «безделье».  Важно правильно организовывать свой досуг, делая из него полезное и целесообразное время препровождении .
Количество слов - 267

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Алена!

У вас получилось логичное и развернутое рассуждение, видно, что вы в целом знакомы со структурой работы и имеете навык анализа текста.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована. Непонятно, почему автор использовал именно этот вид связи, как связь примеров помогает раскрыть проблему.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование тезиса довольно невнятное, очень похоже на повторение тезиса. Постарайтесь обосновывать тезис более конкретными примерами.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: см. К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.

Ошибки:

На основе таково источника
Правильно: источника (какого?) такОГО
А когда он основан, на изменении рода деятельности в течении дня, тогда действительно ощущаешь себя отдохнувшем человеком.
Правильно: в течениЕ дня
Важно правильно организовывать свой досуг, делая из него полезное и целесообразное время препровождении
Правильно: времяпрепровождение

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

На основе таково источника, становится ясно, что отдых является чем-то второстепенным и несущественным: сменой деятельности.
Запятая поставлена необоснованно.

Двоеточие поставлено необоснованно.

Так ЗПТ мы в жизни можем наблюдать, как обычный отдых в современном мире, то есть бесцельные действия или же ничегонеделанье, является лишь пустой тратой времени.
Здесь ТАК = НАПРИМЕР, это вводное слово, нужна запятая.
А когда он основан, на изменении рода деятельности в течении дня, тогда действительно ощущаешь себя отдохнувшем человеком.
Запятая поставлена необоснованно.
В заключение, хочу сказать, что важно правильно воспринимать слово «отдых» и не делать из него синоним слову «безделье».
Запятая поставлена необоснованно.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Я согласна с мнение автора, необходимо выстраивать свой отдых на основе продуктивной смене деятельности, а не на безделье.
Правильно: на основе (чего?) сменЫ

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В первом автор показывает свое мнение, а во втором подтверждает мысль, опираясь на «Толковый словарь» Даля.
Неверное словоупотребление. Правильно: высказывает.
Бабушка готовит кушать, сестры читают, сам автор играет.
Слово кушать стилистически ограничено, то есть не рекомендуется к употреблению в литературной речи. Фраза "автор играет", приведенная без каких-либо пояснений о возрасте автора, выглядит странно: получается, что автор не занят делом, а играет, тогда как другие работают.
Действительно, если посмотреть значение данного слова, то мы не получим сведений о том, что отдых равен безделью, так как в действительности все наоборот.
Повтор.
Данные примеры-иллюстрации основаны на приеме подтверждения.
Неудачное клише. Правильно: Чтобы связать между собой указанные примеры-иллюстрации, автор использует прием подтверждения.
Позиция автора очевидна, он считает, что отдых не должен проявляться в абсолютном безделье и прокрастинации. Он представляет собой лишь смену деятельности.
Некорректное использование местоимений.
Позиция автора очевидна, он считает, что отдых не должен проявляться в абсолютном безделье и прокрастинации. Он представляет собой лишь смену деятельности.
Употребление ограничительной частицы неуместно. Автор считает, что отдых ДОЛЖЕН состоять из смены деятельности.
В заключение, хочу сказать, что важно правильно воспринимать слово «отдых» и не делать из него синоним слову «безделье».  Важно правильно организовывать свой досуг, делая из него полезное и целесообразное время препровождении .
В первом случае лучше написать так: не считать его синонимом слова "безделье".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

На основе таково источника, становится ясно, что отдых является чем-то второстепенным и несущественным: сменой деятельности.
Вы существенно исказили мысль автора, передав ее неверно. Из ваших слов следует, что смена деятельности -- это нечто второстепенное и несущественное, тогда как в исходном тексте мысль выражена иначе: русские люди считали отдыхом смену деятельности.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речевым оформлением текста.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 13

Возврат к списку