Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема настоящего героя

  • Текст: В. П. Катаев. О героизме
    (1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
    (3)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (4)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
    — (5)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
    (6)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
    — (7)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
    (9)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (10)Прежде всего, он был не молод. (11)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (12)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (13)На фронт он мог не идти. (14)Но в первый же день войны он записался добровольцем.
    (15)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
    (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
    (28)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам. (29)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (30)3десь требовалось беззаветное мужество. (31)И оно было. (32)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
    (33)В минуту опасности он преображался. (34)В нём загорался холодный огонь ярости. (35)Он не отступал ни на шаг. (36)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (37)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (38)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.
    (39)Среди людей часто попадаются храбрецы. (40)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (41)Ковалёв был истинный герой.
    (42)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (43)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
    — (44)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (45)Уж вы мне поверьте. (46)3а чинами я не гонюсь. (47)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (48)А для командира я уже не гожусь. (49)Стар. (50)Надо молодым давать дорогу. (51)Покорнейше вас прошу.
    (52)В конце концов его оставили в покое. (53)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (54)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.
    (55)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.
    (По В. Катаеву*)
    * Валентин Петрович Катаев (1897−1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, военный корреспондент.


24.01.2023 22:27:01
Автор: Анатолий Соболев

Какого человека можно назвать настоящим героем? Над этим вопросом размышляет В. П. Катаев в предложенном для анализа тексте.

Автор показывает хорошего наводчика Ковалёва, который записался добровольцем в первый же день войны. Хоть сначала к герою в батарее ,,относились с недоверием." Он смог раскрыть себя и стал выдающимся наводчиком. В этом примере мы видим, что по мнению автора, чтобы стать героем нужно пройти через сложности и стать мастером своего дела.

Далее Катаев показывает своего героя в бою: ,, ... в нём загорелся холодный огонь ярости." Артиллерист был настоящим патриотом, и ,, не отступал ни на шаг." То, что Ковалёв истинный герой, показывала его неизмеримая любовь к отечеству и ненависть к врагам.

Эти примеры дополняют друг друга. Как в первом, так и во втором показывается Ковалёв, как герой, как патриот, на которого нужно равняться. А подробное описание главного героя помогает автору  доказать свою точку зрения.

Позиция Катаева понятно. Автор считает, что настоящая любовь к Родине делает из обычного служащего - героя.

Я согласен с мнением автора. а настоящий героизм мы можем увидеть также в рассказе Шолохова ,,Судьба человека". Андрей Соколов - главное действующее лицо произведения, -
проявляет героизм: он вёз снаряды под обстрелом, потому что хотел помочь ,,своим" в беде. Он вынес пытки и смерть близких, но так и не предал Родину. Вот он - настоящий герой!

Проанализировав текст Катаева, я сделал вывод, что только настоящего патриота можно назвать истинным героем.
Количество слов - 228

Рецензент: Наталья Боброва
Здравствуйте, Анатолий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована, но недостаточно глубоко.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но есть логический перекос:

Проблема: Какого человека можно назвать настоящим героем?

ПА: Автор считает, что настоящая любовь к Родине делает из обычного служащего - героя.

Позиция автора не является прямым ответом на поставленный вопрос, который заявлен в проблеме.

За это логическое несоответствие будет снижен балл по критерию К5.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис отсутствует, поэтому приведённый пример (образ Андрея Соколова, героя рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека") "повисает в воздухе".

Я согласен с мнением автора. а настоящий героизм мы можем увидеть также в рассказе Шолохова ,,Судьба человека". Андрей Соколов - главное действующее лицо произведения, -
проявляет героизм: он вёз снаряды под обстрелом, потому что хотел помочь ,,своим" в беде. Он вынес пытки и смерть близких, но так и не предал Родину. Вот он - настоящий герой!
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе есть логические ошибки.

Ошибки:

В этом примере мы видим, что по мнению автора, чтобы стать героем нужно пройти через сложности и стать мастером своего дела.
Герой и мастер своего дела - это не одно и то же. Нарушение причинно-следственной связи.

Позиция автора не является прямым ответом на поставленный вопрос, который заявлен в проблеме (см. К3).

Эти примеры дополняют друг друга. Как в первом, так и во втором показывается Ковалёв, как герой, как патриот, на которого нужно равняться. А подробное описание главного героя помогает автору  доказать свою точку зрения.
Я согласен с мнением автора. а настоящий героизм мы можем увидеть также в рассказе Шолохова ,,Судьба человека".
Неуместное противопоставление.
Он вынес пытки и смерть близких, но так и не предал Родину.
Нарушение причинно-следственной связи. Пытки, потеря близких и предательство (верность Родине) в данном случае никак не связаны.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Отсутствие максимального балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Артиллерист был настоящим патриотом, и ,, не отступал ни на шаг."
Запятая в предложении с однородными членами не нужна.
Андрей Соколов - главное действующее лицо произведения, - проявляет героизм: он вёз снаряды под обстрелом, потому что хотел помочь ,,своим" в беде.
Непонятно, почему вы использовали двойной знак - запятую и тире. Неверно обособлено приложение. Должно быть единообразие в оформлении: либо тире, либо запятые.
В этом примере мы видим, что ЗПТ по мнению автора, чтобы стать героем ЗПТ нужно пройти через сложности и стать мастером своего дела.
Отсутствие запятой перед вводной конструкцией.
Отсутствие запятой в конце придаточного предложения.
Эти примеры дополняют друг друга. Как в первом, так и во втором показывается Ковалёв, как герой, как патриот, на которого нужно равняться. А подробное описание главного героя помогает автору  доказать свою точку зрения.
Как в значении "в качестве", поэтому запятая не нужна.
Автор считает, что настоящая любовь к Родине делает из обычного служащего - героя.
Нет оснований для постановки тире.
Я согласен с мнением автора. а настоящий героизм мы можем увидеть также в рассказе Шолохова ,,Судьба человека".
Опечатка. Нужна запятая, а не точка.
Вот он - настоящий герой!
По правилам тире не нужно. Будем считать это авторским знаком. К сожалению, в работе допущено много пунктуационных ошибок, поэтому выставлен 0 баллов.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Хоть сначала к герою в батарее ,,относились с недоверием." Он смог раскрыть себя и стал выдающимся наводчиком.
Парцелляция (нарушение границ предложения).
Позиция Катаева понятно.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Правильно: позиция (ж.р) понятна.
Андрей Соколов - главное действующее лицо произведения, - проявляет героизм: он вёз снаряды под обстрелом, потому что хотел помочь ,,своим" в беде.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

В этом примере мы видим, что по мнению автора, чтобы стать героем нужно пройти через сложности и стать мастером своего дела.
Неудачно построено предложение.
Далее Катаев показывает своего героя в бою: ,, ... в нём загорелся холодный огонь ярости." Артиллерист был настоящим патриотом, и ,, не отступал ни на шаг." То, что Ковалёв истинный герой, показывала его неизмеримая любовь к отечеству и ненависть к врагам.
Эти примеры дополняют друг друга. Как в первом, так и во втором показывается Ковалёв, как герой, как патриот, на которого нужно равняться.
Повторы.

Неудачная сочетаемость (неверный выбор паронима).  Правильно: безмерная.
Андрей Соколов - главное действующее лицо произведения, - проявляет героизм: он вёз снаряды под обстрелом, потому что хотел помочь ,,своим" в беде. Он вынес пытки и смерть близких, но так и не предал Родину. Вот он - настоящий герой!
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: ошибок нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (несмотря на выставленные баллы, хочу отметить, что комментарий выглядит слабым и не очень убедительным, необходимо усилить анализ смысловой связи между примерами), речевым оформлением, пунктуацией, грамматикой. Обратите ещё внимание на техническое оформление работы. Больше пишите сочинений, несколько раз проверяйте (с точки зрения содержания, грамотности, обязательно перечитывайте работы, выявляя повторы).

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку