Не путайте:
- Идти – прийти.
- Долина – равнина.
- Худший – лучший.
- Шествовать – шефствовать.
- Обаяние – обоняние.
- Эскалатор – Экскаватор.
- Хвастливый – хвостатый.
- Макать – вымокнуть.
- Расцвести – рассвести,
- Расцвет – рассвет.
Проблема жизненных ценностей личности
-
Текст: И. А. Гончаров. О взглядах на жизнь— (1)Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить? — спросил Райский после обеда, когда они остались в беседке.
— (2)Да, а как же? Чего же мне еще? — спросил с удивлением Леонтий.
— (3)Ничего тебе не хочется, никуда не тянет тебя? (4)Не просит голова свободы, простора? (5)Не тесно тебе в этой рамке? (6)Ведь в глазах, вблизи — все вон этот забор, вдали — вот этот купол церкви, дома... под носом...
— (7)А под носом — вон что! — Леонтий указал на книги. — (8)Мало, что ли? (9)Книги, ученики... жена в придачу... (10)Чего больше?
— (11)Книги? (12)Разве это жизнь? (13)Старые книги сделали свое дело; люди рвутся вперед, ищут улучшить себя, очистить понятия, прогнать туман, наконец привести в порядок и общественное хозяйство... (14)А он глядит в книгу, а не в жизнь!
— (15)Чего нет в этих книгах, того и в жизни нет или не нужно! — торжественно решил Леонтий. — (16)Вся программа, и общественной и единичной жизни, у нас позади: все образцы даны нам. (17)Умей напасть на свою форму, а она готова. (18)Не отступай только — и будешь знать, что делать. (19)Позади найдешь образцы форм и политических и общественных порядков. (20)И лично для себя то же самое. (21)Кто ты: полководец, писатель, сенатор, консул, или невольник, или школьный мастер, или жрец? (22)Смотри: вот они все живые здесь — в этих книгах. (23)Учи их жизнь и живи, учи их ошибки и избегай, учи их добродетели и, если можно, подражай. (24)Да, трудно! (25)Мы и давай выдумывать какую-то свою, новую жизнь! (26)Вот отчего мне никогда ничего и никуда дальше своего угла не хотелось: не верю я в этих нынешних великих людей...
(27)Он говорил с жаром, и черты лица у самого у него сделались, как у тех героев, о которых он говорил.
— (28)Стало быть, по-твоему, жизнь там и кончилась, а это все не жизнь? (29)Ты не веришь в развитие, в прогресс?
— (30)Как не верить, верю! (31)Вся эта дрянь, мелочь, на которую рассыпался современный человек, исчезнет: все это приготовительная работа, сбор и смесь еще неосмысленного материала. (32)Эти исторические крохи соберутся и сомнутся рукой судьбы опять в одну массу, и из этой массы выльются со временем опять колоссальные фигуры, опять потечет ровная, цельная жизнь, которая впоследствии образует вторую древность. (33)Мы потеряли дорогу, отстали от великих образцов, утратили многие секреты их бытия. (34)Низость, мелочи, дрянь — все побледнеет: выправится человек и опять встанет на железные ноги... (35)Вот и прогресс!
— (36)Ты все тот же старый студент, Леонтий! (37)Все нянчишься с отжившей жизнью, а о себе не подумаешь, кто ты сам?
— (38)Кто? — повторил Козлов. — (39)Учитель латинского и греческого языков. (40)Я так же нянчусь с этими отжившими людьми, как ты со своими никогда не жившими идеалами и образами.
— (41)Помилуй, Леонтий; ты ничего не делаешь для своего времени, ты пятишься, как рак. (42)Оставим римлян и греков — они сделали свое. (43)Будем же делать и мы, чтоб разбудить это (он указал вокруг на спящие улицы, сады и дома). (44)Будем превращать эти обширные кладбища в жилые места, встряхивать спящие умы от застоя!
— (45)Как же это сделать?
— (46)Я буду рисовать эту жизнь, отражать, как в зеркале, а ты...
— (47)Я... тоже кое-что делаю: несколько поколений к университету приготовил... — робко заметил Козлов и остановился, сомневаясь, заслуга ли это?
— (48)Хорошо, да все это не настоящая жизнь, — сказал Райский, — так жить теперь нельзя. (49)Многое умерло из того, что было, и многое родилось, чего не ведали твои греки и римляне. (50)Нужны образцы современной жизни, очеловечивания себя и всего около себя. (51)Это задача каждого из нас...
— (52)Ну, за это я не берусь: довольно с меня и того, если я дам образцы старой жизни из книг, а сам буду жить про себя и для себя.
— (53)Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба. (54)А ты хочешь жить барашком!
— (55)Я уж сказал тебе, что я делаю свое дело и ничего знать не хочу, никого не трогаю и никто меня не трогает!
(По И. А. Гончарову*)
* Иван Александрович Гончаров (1812−1891) — русский писатель и литературный критик.
Раскрывая своё отношение к проблеме, автор показывает нам двух героев, чьи позиции абсолютно противоположны. Райский утверждает, что нельзя стоять на месте, необходимо двигаться вперёд. Он верит в прогресс. Райский стремится изменить свою жизнь, сделать её лучше. Он не понимает Леонтия Козлова, называет его “барашком”. Если ничего не делать в этой жизни, не добиваться каких-то целей, то жизнь станет скучной, и ты проживёшь её зря. Именно это и пытается донести Райский до своего оппонента.
Исследуя проблему далее, автор знакомит нас с позицией Козлова. Леонтий живёт по старым книгам, не хочет учиться чему-то новому, стоит на месте. Он хочет “жить сам про себя и для себя”. Козлов отрицает прогресс. Можно сказать, что Леонтий - консерватор, человек прошлого, не желающий идти дальше.
Примеры противопоставлены друг другу. Люди имеют совершенно разные взгляды на мир, и это нормально. Каждый человек решает сам, каких убеждений ему придерживаться.
Позиция автора заключается в словах Райского: пассивное состояние не является жизнью, необходима борьба, слово и дело. Человек, который не хочет действовать, не сможет чего-то добиться в жизни. И тогда он проживёт её впустую.
Трудно не согласиться с автором. Жизнь дана всего одна, и если бездействовать, то она будет потрачена зазря. Люди должны ставить перед собой цели, стремиться к чему-то, чтобы видеть смысл в жизни.
Нельзя не вспомнить героя рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Учитель греческого языка Беликов является человеком очень робким и пугливым. Вся его жизнь будто помещена в футляр. Беликов очень закрытый человек, все свои вещи он помещает в чехлы. Учитель живёт прошлым и боится будущего. Всё время повествования Беликов повторяет одну и ту же фразу, которая тоже является своеобразным футляром: “Кабы чего не вышло”. Герой всю жизнь загонял себя в рамки, не давал волю чувствам и эмоциям и прожил жизнь зря. Он не смог понять всю ту сладость свободы, радость быть самим собой.
Таким образом, можно понять, что каждый человек имеет свои жизненные принципы и установки. У людей, даже близких, могут они как отличаться, так и совпадать. Каждый человек строит свою жизнь сам. Важно оставаться верным своим принципам, но есть одно “но”. Человек вряд ли сможет стать счастливым, наполнить её красками и яркими эмоциями, если будет жить, как Беликов.
Здравствуйте! Работа самостоятельная, грамотная. Это является её достоинствами.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ – 2023 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Проблеме жизненных ценностей личности посвящён текст |
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально.
Примеры противопоставлены друг другу. Люди имеют совершенно разные взгляды на мир, и это нормально. Каждый человек решает сам, каких убеждений ему придерживаться. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 0 баллов
Рекомендация
Если ничего не делать в этой жизни, не добиваться каких-то целей, то жизнь станет скучной, и ты проживёшь её зря. Именно это и пытается донести Райский до своего оппонента. |
Ошибки:
Люди должны ставить перед собой цели, стремиться к чему-то, чтобы видеть смысл в жизни. Нельзя не вспомнить героя рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. |
Человек вряд ли сможет стать счастливым, наполнить её красками и яркими эмоциями, если будет жить, как Беликов. |
Таким образом, можно понять, что каждый человек имеет свои жизненные принципы и установки. У людей, даже близких, могут они как отличаться, так и совпадать. |
Вывод = не повторение, а обобщение, прежние мысли на новом уровне, но не совсем новые мысли.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: нет максимума по К10
K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла
K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл
Ошибки:
необходима борьба, слово и дело. |
Мн.ч. сказуемого при однородных подлежащих
Если бы Вы поставили кавычки и показали, что цитируете, ошибки не было: автор пишет так.
Учитель греческого языка Беликов является человеком очень робким и пугливым. Вся его жизнь будто помещена в футляр. Беликов очень закрытый человек, все свои вещи он помещает в чехлы. Учитель живёт прошлым и боится будущего. Всё время повествования Беликов повторяет одну и ту же фразу, которая тоже является своеобразным футляром: “Кабы чего не вышло”. Герой всю жизнь загонял себя в рамки, не давал волю чувствам и эмоциям и прожил жизнь зря. Он не смог понять всю ту сладость свободы, радость быть самим собой. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл
Шероховатость
Люди имеют совершенно разные взгляды на мир, и это нормально. |
Ошибки:
Всё время повествования Беликов повторяет |
Вся его жизнь будто помещена в футляр. Беликов очень закрытый человек, все свои вещи он помещает в чехлы. |
Он не смог понять всю ту сладость свободы, радость быть самим собой. |
Указательное слово подразумевает дальнейшее объяснение.
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемы, анализом связи в комментарии, логикой текста.
Удачи на ЕГЭ!